ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования женского образа в рекламе 5
1.1 Использование архетипов в рекламе 5
1.2 Понятие гендер, гендерный стереотип в контексте рекламной коммуникации 8
1.3 Типология женских образов, транслируемых современными СМИ 11
1.4 Эксплуатация женского образа в рекламе 15
Глава 2. Анализ женского образа на примере рекламных плакатов Coca-Сola и Pepsi 18
2.1 Конец XIX - середина XX века. От роли красивой картинки к равноправию с мужчинами. Первая волна феминизма. 18
2.2 50-ые годы. Культ домашнего очага 21
2.3 60-ые годы. Образ сексуальной женщины. Расцвет стиля Pin-up 23
2.4 60-ые – 70-ые. Активное использование гендерных различий мужчины и женщины в рекламных сообщениях 24
2.5 80-ые годы. Вторая волна феминизма. Проблема «мифа о красоте» 30
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 38
Читать дальше
Подводя итоги работы можно сделать нижеприведенные выводы:
1. Испокон веков женский образ использовался в первых в истории рекламных кампаниях. Производители женских товаров изображали на этикетке женский образ, чтобы акцентировать целенаправленность предлагаемого продукта. Эту же роль играли рекламные плакаты или упаковки товаров. В начале ХХ столетия образ женщины пошел на новый виток в истории своего развития в рекламном бизнесе. Он приобретает определенный символизм и становится привлекающим рекламным элементом. В этот период женский образ начинает активно эволюционировать и трансформироваться в универсальный привлекательный рекламный образ в целом. Изображение женщин появляется на продуктах, которые абсолютно не вызывали ранее ассоциацию с женским образом (например, реклама сигарет и пропаганда курения).
2. На арене понимания специфики использования женского образа в рекламе появляются явление гендерных стереотипов. На основе гендерных стереотипов строится понимание людей друг другом в целом. Реклама в данном случае играет роль средства коммуникации и ставит перед собой задачу правильно донести рекламируемую информацию до потребителя, чтобы она была им корректно воспринята по аналогии с желаемым результатом. Именно по этим причинам команда маркетологов и рекламистов целенаправленно активно применяют стереотипные изображения рекламных героев, в том числе и женский образ.
3. Современные СМИ на сегодняшний день активно используют и транслируют по всем каналам воздействия на человеческое сознание четыре основных женских образа: женщина-мать и хозяйка, хранительница домашнего очага; женщина как сексуальный объект, часто олицетворяющая собой своеобразное приложение к покупаемому товару; беззаботная девушка и независимая и самостоятельная business-lady. Образы, перечисленные выше, по своей целевой ориентации направлены на привлечение внимания потенциальных покупателей из абсолютно разных аудиторий. При этом может наблюдаться своеобразный эффект каннибализма внутри привлекаемой аудитории. Это связано с тем, что привлекая одну группу покупателей, один и тот же образ может одновременно с этим оттолкнуть другую потребительскую группу.
4. Наиболее популярный метод использования женского образа – это раскрытие его как желаемого объекта. Мужчины выстраивают ассоциативный ряд, когда в его понимании он приобретает вместе с продуктом и красивую женщину. Такое позиционирование женского образа стало возмущать женщин. Согласно последним социологическим исследованиям количество людей, которые выражают свое мнение против эксплуатации в рекламе сексуальной стороны женского образа, стало втрое больше. Таким образом, возникает конфликтная ситуация внутри рекламного рынка: с одной стороны, рекламисты не хотят потерять выигрышную козырную карту в формате полуобнаженной женщины, которой свойственна способность продать мужчине практически все, а, с другой стороны, рекламные агентства вполне вероятно могут столкнуться с гневными возмущениями феминисток. Один из вариантов выхода из подобного рода ситуаций может быть обращение в рекламе к образу откровенно сексуальной девушки (женщины) в товарах для мужской части потребителей. Тогда можно избежать пересечения женских и мужских целевых аудиторий.
5. Рекламу обоснованно можно назвать зеркальным отражением общества, в котором она рождается. Это связано с тем, что по своей природе ей присуще отображать укоренившиеся в обществе социальные отношения, представления о разных аспектах и ожидания. Помимо этого реклама как отдельный организм чувствительна к восприятию любых изменений либо отклонений в социальной культуре общества. Изучение и анализ рекламных постов компаний мировых идейных рекламных лидеров Coca-Cola и Pepsi дало возможность отследить изменение женских образов в зависимости от общественных стереотипов, доминирующих в тот или иной исторический период. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость изменения женского образа от популяризации движения феминистов в Западных странах.
Те женские образы, которые сверкают с экранов телевидения или ярко улыбаются с рекламных плакатов, далеки от реальности и уж тем более, не идеальны, поэтому восприятие их в социуме у потребителей очень неоднозначно. Однако, реклама – это своего рода индикатор существующих в обществе стереотипов, поэтому использование ее как инструмента воздействия на подсознание человека с целью стимулировать его на покупку рекламируемого товара или услуги, вполне оправдано. А применение природных инстинктов для манипулирования человеческим выбором также аргументировано конечным результатом в виде совершения покупки. При этом женский образ является неотъемлемой частью глобального рекламного мира и способен охватить практически всю целевую аудиторию потенциальных потребителей в зависимости от специфики его использования.
Обобщая все вышесказанное в работе можно подвести краткий итог: женский образ является неотъемлемой составляющей рекламных кампаний, как в прошлом веке, так и на сегодняшний день, поэтому его изучение не будет терять своей актуальности и дальше, а процесс трансформации самого образа будет зависеть от развития социальных норм и стереотипов в обществе.
Читать дальше
1. Женщина и визуальные знаки / под редакцией А. Альчук. — Москва: Идея-Пресс, 2000. — 280 с.
2. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие. – Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
3. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга , 2001. – 496 с.
4. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе: учебное пособие. – Москва: Маркетинг, 1996. - 111с.
5. Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: современная креативная реклама. – Москва: Гранд, Фаир-Пресс. – 2003. – 488 с.
6. Артемьева Л.В. Женщины и политика / Л.В. Артемьева // Развитие личности. 2004. – № 1.
7. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. 2002. – № 3.
8. Иванова Е. Женщина в рекламе: «бонус» к товару или мужская фантазия? Режим доступа – http://www.belreklama.by/stati/5741
9. Мезенцева Е.Б. Гендерные стереотипы в представлениях православных верующих (по материалам internet-форума) // Современная женщина, семья, демография. Актуальные исследования / Под редакцией О.М. Здравомысловой. – Москва: Звенья, 2007
10. Савельева О.О. Имидж и Имиджмейкеры / О.О. Савельева // Обществоведение в школе. 1998. – № 6.
11. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. – Москва, 2006.
12. Шеркович К. Реклама и психология / К.Шеркович // Проблемы теории и практики управления. 1993. – № 3.
13. Иващенко А.И. Архетипы в рекламе и маркетинге. Режим доступа – http://grebennikon.ru/
14. Иващенко А.И. Теория архетипов и практика брендинга. Режим доступа http://www.advertology.ru/article19720.html
15. Скорнякова С.С./ Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". Санкт-Петербург. - Издательство Санкт-Петербург ГПУ, 2004.
Читать дальше