ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Мотивация к учебной деятельности как педагогическая проблема 6 1.2. Пути развития мотивации к учебной деятельности 12 1.3. Влияние группы на формирование учебной мотивации младших школьников 20 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНГРУППОВОГО СТАТУСА УЧЕНИКА НА ЕГО МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25 2.1. Констатирующий эксперимент 25 2.2.Формирующий эксперимент 27 2.3. Контрольный экперимент 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЯ 56 Приложение 1. Проективная методика «Мой класс» 56 Приложение 2. Проективная рисуночная методика «Что мне нравится в школе?» 58 Приложение 3. Карта адаптации (адаптация пятиклассников) 61 Приложение 4. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) 64

Ингрупповой статус как фактор учебной мотивации у школьников младших классов

дипломная работа
Психология
50 страниц
56% уникальность
2017 год
108 просмотров
Грант С.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Мотивация к учебной деятельности как педагогическая проблема 6 1.2. Пути развития мотивации к учебной деятельности 12 1.3. Влияние группы на формирование учебной мотивации младших школьников 20 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНГРУППОВОГО СТАТУСА УЧЕНИКА НА ЕГО МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25 2.1. Констатирующий эксперимент 25 2.2.Формирующий эксперимент 27 2.3. Контрольный экперимент 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЯ 56 Приложение 1. Проективная методика «Мой класс» 56 Приложение 2. Проективная рисуночная методика «Что мне нравится в школе?» 58 Приложение 3. Карта адаптации (адаптация пятиклассников) 61 Приложение 4. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) 64
Читать дальше
Актуальность выбранной темы исследования. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимание закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Проблема обеспечения познавательной активности учащихся в учебно-воспитательном процессе сегодня является одной из самых актуальных, поскольку переходом к основной школе у учащихся заметно уменьшается интерес к обучению, постоянно сокращается объем и снижается качество усвоенного учебного материала, учителю все труднее удается привлечь детей к полноценной интеллектуальной деятельности. В связи с этим прослеживается противоречие между необходимостью осуществлять учениками учебную деятельность в полном объеме и отсутствием в них внутренней потребности к обучению. Следовательно, встает важная задача - научно обосновать основы формирования мотивации учебной деятельности учащихся. Особенно у учащихся младших классов. Объект исследования – ученики младших классов.


Многих не устраивает цена реферата по архитектуре на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. Предмет исследования – зависимость учебной мотивации у школьников младших классов от их ингруппового статуса. Цель исследования – исследовать зависимость учебной мотивации у школьников младших классов от их ингруппового статуса. Для достижения цели необходимо решить такие задачи: - исследовать понятие мотивации к учебной деятельности; - проанализировать пути развития мотивации к учебной деятельности; - изучить влияние группы на формирование учебной мотивации младших школьников; - провести экспериментальное исследование. Гипотеза исследования. Предположительно, что ингрупповой статус ученика имеет влияние на мотивацию. Но при этом, можно также предположить, что другие внешние мотивы (к примеру, влияние мнения родителей) также имеют большое влияние на учебную мотивированность младших школьников. Новизна исследования состоит в том, что в работе были проанализированы основные подходы к пониманию мотивированности к учебной деятельности, а также была изучена зависимость учебной мотивированности от группового статуса учеников младших классов. Методологическая основа исследования. Изучение мотивов и мотивации учебной деятельности является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. На общетеоретическом уровне проблемы формирования мотивации личности исследовали в своих работах такие психологи и дидакты, как Б. Баев, Д. Эльконин, Г. Костюк, А. Леонтьев, И. Подласый, С. Рубинштейн и др. Учебную мотивацию как компонент учебной деятельности исследовали в следующих направлениях: онтогенетическом (В. Асеев, Л. Божович, Выготский, Д. Эльконин, А. Скрипченко и др.) деятельностном (М. Алексеева, Н. Зубаль, А. Маркова, М. Матюхина, Т. Матис и др.), дидактическом (Ю. Бабанский, М. Данилов, А. Кузьминский, Я. Лернер, А. Омельяненко, Н. Скаткин, А. Савченко, Г. Щукина и др.). Однако большинство научных исследований по проблемам мотивации учения проводились в 70-80-х годах прошлого века, поэтому их результаты нуждаются в осовременивании. Выборку исследования составили ученики начальных классов (1-4). Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут стать основой для написания магистерских и кандидатских диссертаций. Кроме того, результаты исследования могут быть полезными для психологов и педагогов-практиков при формировании мотивационной деятельности у учеников младших классов. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Итак, на основании анализа психолого-педагогической литературы, установлено: 1. Мотивы обычно трактуют как понимание личностью внутренней потребности, а также положительные чувства, цель, цель, интерес к конкретной деятельности, в частности учебной. В основе возникновения чувств и интереса лежат потребности: первичные (природные) и вторичные (материальные и духовные). 2. Существуют различные классификации мотивов обучения, свидетельствует об их многоаспектность и интерес исследования к этому феномену. В основе классификаций - отношение к учебной деятельности (А. Леонтьев, Л. Божович), поэтому их разделяют на познавательные (связанные непосредственно с учебной деятельностью учащегося) и социальные (обусловленные широкими общественными взаимоотношениями учащихся). 3. «Мотивация обучения» - это совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности, ее систему мотивов, потребностей, интересов, направленных на получение, преобразование и сохранение нового опыта в процессе учебной деятельности. 4. Наиболее значимым для эффективности учебной деятельности является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и познавательными интересами ученика. 5. На формирование мотивов, а затем и адекватную мотивацию учебной деятельности влияет на устойчивость познавательных интересов, содержание учебного материала, яркость средств наглядности в процессе его преподавания, авторитет педагога в коллективе учащихся, направленность личности на достижение образовательных целей, уровень профессиональной компетентности учителя, внедрение инновационных технологий, и другие факторы.
Читать дальше
1. Айсмонтас Б. Б. Мотивы учения [Электронный ресурс] / Б. Б. Айсмонтас // Педагогическая психология. - М .: МГППУ 2004. - 368 с. - Режим доступа: http: // imp. rudn. ru / psychology / pedagogical_psychology / 6. html. 2. Актуальне вопросы формирования интереса в обучении : [учебн. пособие для слушателей ФПК дир. / под ред. Г. И. Щукиной]. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с. 3. Белова А.Д. Коммуникативные стратегии и тактики: проблемы систематики [Текст] / А.Д. Белова // Языковые и концептуальные картины мира: Сборник научных трудов. – К. : Логос, 2004. – Вып. 10. – С. 14-21. 4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М. : Педагогика, 1972. 5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна, второй изд. / Л. И. Божович. - М .: Изд-во "Ин-т практической. психол. ", Воронеж: НПО" МОДЭК ", 1997. - 352 с. 6. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа / И.Н. Борисова [Текст] // Жанры речи. – Вып.2. – Саратов: Колледж, 1999. – С. 84–85. 7. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования по психологии. – М.: Педагогика, 1988. – № 2. – С. 27-30. 8. Бушуева Н. Шестирічки: формування повноцінної навчальної мотивації // Дошкільне виховання. – № 9. – 2007. – С. 11-13. 9. Васильева Т.А., Лукьяненко О.Д. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации // Школа и производство. – 2007. – № 8. – С. 44-46. 10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М .: Изд-во "МГУ", 1990. - 283 с. 11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник [Текст] / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с. 12. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – с. 16-22. 13. Дзюбко Л. В. Особенности преемственности развития мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Развитие личностной активности. Теоретические аспекты / Под ред. С. Д. Максименко. - М .: Миллениум, 2005. - С. 32 ^ 15. 14. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. – № 1. – 2005. – С. 73-78. 15. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 20-21. 16. Земцова Л.И. О соогношении внешних й внутренних мотивов // Тезиси научных сообщений советских психологов «Воспитание, обучение й психическое развитие». К VIВсесоюзному сьезду Общества психологов СССР. – М.: Наука, 1983. - С. 199. 17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб : «Питер», 2000. – 512 с. 18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 19. Крутецкий В.А. Психология обучения й воспитания школьников. Книга для учителей й классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976.-303с. 20. Леонова Н.А.Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 6-7. 21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Второй изд. - М .: Политиздат, 1977. - 304 с. 22. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1971. – 279 с. 23. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с 24. Маркова А. К, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. - М .: Просвещение, 1990. - 192 с. 25. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учення и ее воспитание у школьников // Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 4-43. 26. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 156-170. 27. МатюхинаМ.В. Мотивация учення младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 198 с. 28. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. – № 1. – 1985. – С. 43-49. 29. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические основы управления учебной деятельностью. – К.: Вища школа, 1987.- – 224 с. 30. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2010. – 248с. 31. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с. 32. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих : книга для учащихся / А. В. Мудрик. – М. : Просвещение, 1990. – 191 с. 33. Патирко Т. Особенности внешней и внутренней мотивации учения детей при изменении социальной ситуации развития / Т. Патирко // Преемственность и перспективность в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Переяслав - Хмельницкий, 2000. - С. 30-33. 34. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. 35. Психологический справочник учителя: в 4 кн., Кн. 2 / Сост .: В. Андриевская / Под общ. ред. С. Максименко. - М .: Главник, 2005. - 112 с. - (Психол. Инструментарий). 36. Рубинштейн С. Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб .: ПИТЕР, 2000. - 712 с. - Режим доступа к статье: Http: // psylib. org. ua / books / rubin01 / txt28.htm 37. Обмачевская С. В. Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / С. В.Обмачевская, В. А. Скрипова, М. С. Ухова и др. // Журнал "Ментор". - 2009. - № 1. 38. Режим доступа в статье: Http: // iem. adm. nov. ru / mentor / 0109_obmanchevskaya. Html 39. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 191с. 40. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова. Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с. 41. Шарко О.И. Методическая организация учебного текста в условиях перехода к компетентностному подходу в обучении [Текст] / О.И. Шарко // Дискурс университета (Материалы международных научно-практических конференций, Минск, 2010, 2011 гг.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ. Под редакцией А.А. Полонникова. – Мн.: 2011. – 280 с. – С. 196-203. 42. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с. 43. Ярошинская Е.А. Информационные технологии как необходимый фактор качественной подготовки будущего учителя [Текст] / Е.А. Ярошинская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dspace.udpu.org.ua:8080/jspui/bitstream/6789/1626/1/Ynformatsyonn%D1%8Be%20tekhnolohyy.pdf
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image