Введение 3 1. Теоретический аспект совершенствования речи детей дошкольного возраста. 7 1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. 7 1.2 Живопись как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. 25 1.3 Методика использования живописи для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста. 30 2. Практическое использование пейзажной живописи для совершенствования речи у детей. 38 2.1 Опыт работы воспитателя по использованию пейзажной живописи для совершенствования речи старших дошкольников. 38 2.2 Содержание занятий с использованием живописи для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста. 48 Заключение 57 Список литературы 60 + выступление

Особенности развития связной речи детей 7 года жизни посредством пейзажной живописи

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
85% уникальность
2017 год
117 просмотров
.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретический аспект совершенствования речи детей дошкольного возраста. 7 1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. 7 1.2 Живопись как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. 25 1.3 Методика использования живописи для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста. 30 2. Практическое использование пейзажной живописи для совершенствования речи у детей. 38 2.1 Опыт работы воспитателя по использованию пейзажной живописи для совершенствования речи старших дошкольников. 38 2.2 Содержание занятий с использованием живописи для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста. 48 Заключение 57 Список литературы 60 + выступление
Читать дальше
Актуальность исследования. Развитие речи детей - одна из стержневых проблем дошкольной педагогики. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования Росии в XXI веке, Законом России «О дошкольном образовании», «Базовым компонентом дошкольного образования», направленными на модернизацию дошкольного образования, совершенствования форм, методов, средств и методики обучения родному языку, формирование культуры речевого общения.


Не бойтесь заказать реферат в Томске , у нас работают профессионалы


. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетического, лексического, грамматического, связного, усвоение его выразительности и образности. Кроме того, полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте - необходимое условие решения задач умственного, эстетического и духовно-нравственного воспитания, усвоения культуры своего народа, национальных и общечеловеческих ценностей в максимально сенситивный период развития. Одной из важнейших проблем становления личности ребенка является развитие его разговорного, живой речи, наполненной эмоциональным содержанием. Сегодня внедрение общей автоматизации и компьютеризации обедняет речь ребенка. В сложившейся ситуации, восполнить дефицит эмоционального и выразительной речи ребенка может помочь привлечение детей с дошкольного возраста к произведениям искусства (художественных картин, поэзии, музыки и т.д.). Проблема выразительности речи исследовалась лингвистами (А. Ахманова, Н. Бабич, Б. Головин и др.) В общем аспекте культуры речи; психологами (В. Артемов, К. Изард, А. Ковалев, С. Рубинштейн, А. Чебыкин, П. Якобсон и др.) в рамках психологии эмоций, где выразительные средства речи изучаются наряду с другими средствами внешнего проявления эмоций; в социальной психологии, в которой средства речевой выразительности рассматриваются как средства общения (Г. Андреева, А. Бодалев, Н. Горелов, С. Кулачковская, А. Кульчицкая, М. Лисина, Т. Репина и др.). Вербальные средства выразительности в речи, которая звучит, выступили объектом исследований многих ученых (А. Аматьева, С. Боднар, А. Говалешко, Б. Головин, Г. Дидук, Г. Колшанский, Л. Кулибчук, А. Потебня, В . Реформатский, Ю. Руденко, С. Семенова, Н. Черемсина, Л. Щерба и др.) невербальные средства выразительности в лингвистике изучались такими учеными, как А. Акишин, Т. Акишин, Г. Колшанский, Е. Красильников, Т. Николаев, А. Пирз, Б. Успенский и др. Цель исследования - определить и научно обосновать педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин и экспериментально проверить их эффективность. Задачи исследования: 1. Научно обосновать и раскрыть сущность понятий «эмоционально-выразительное речи», «эмоционально-выразительные средства речи»; уточнить понятие «культура», «знаки и символы», «эмоционально-эстетическое развитие ребенка», «живопись», «репродукция художественной картины», «восприятие картины». 2. Выявить критерии, показатели и охарактеризовать уровне сформированности эмоционально-выразительной речи у старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин. 3. Разработать и апробировать экспериментальную модель и методику реализации педагогических условий формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия живописи. 4. Определить педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин. Объект исследования - художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин. Гипотеза исследования - формирование эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин - будет эффективным, если реализовать такие педагогические условия: - взаимосвязь (интеракция) учебно-речевой, художественно-речевой и изобразительной деятельности детей; - обогащение лексического запаса детей вербальными и невербальными эмоционально-выразительными средствами речи в коммуникативно-речевой деятельности; - использование творческой импровизации в коммуникативно-речевой деятельности детей по репродукциям художественных картин. Методы исследования - теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования эмоционально-выразительной речи; эмпирические: целенаправленные наблюдения за проявлениями эмоционально-выразительной речи старших дошкольников, анкетирование, беседа, анализ учебно-воспитательных планов, программ по выявлению состояния формирования эмоционально-выразительной речи по репродукциям художественных картин в практике дошкольных учреждений; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), направленный на формирование эмоционально-выразительной речи детей в процессе восприятия репродукций художественных картин; статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных уровней сформированности эмоционально-выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия репродукций художественных картин. Практическое значение исследования заключается в том, что разработана экспериментальная методика формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин; тематические словари эмоционально-выразительной речи: подобраны словесно-поэтическую наглядность к репродукций художественных картин, которые могут применяться в практике работы дошкольных учебных заведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, художественной литературы и изобразительной деятельности, а также в процессе преподавания профессиональных методик на дошкольных факультетах высших учебных заведений и институтах последипломного образования. Структура работы: работа состоит из трёх глав (5 параграфов), введения, заключения и списка литературы (28 источников).

Читать дальше
В дипломной работе впервые исследовано влияние содержания репродукций художественных картин на формирование эмоционально-выразительной речи старших дошкольников; раскрыта сущность понятий «эмоционально-выразительная речь», «эмоционально-выразительные средства речи»; разработаны и научно обоснованы модель и методика формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин. 1. Эмоционально-выразительная речь - это комплекс знаков речи, которые означают внутреннее состояние, переживания, характер и отражают эмоции, чувства и особенности личностного восприятия. Сущность знаков эмоционально-выразительной речи прослеживается в соответствии с стилистической принадлежности эмоционально-экспрессивной лексики, определяется его функционированием и выражается в эмоциональной насыщенности, окраски речи. Средства эмоциональной выразительности классифицированы следующим образом: вербальные (сгруппированы на основании системы языка: лексические, синтаксические, морфологические, интонационные и др.) И невербальные (паралингвистические, дополнительные: мимика, пантомимика, включая жесты, позы, хода). 2. Развитие эмоционально-выразительной речи предопределяется характером восприятия детьми репродукций художественных картин. Восприятие картины - сложный психический процесс, отражающий единство качеств и особенностей предмета, изображенного художником, и требует от ребенка сосредоточенности, внимания, развитого логического и связного мышления. Репродукция художественной картины - воспроизведение оригинала во множестве экземпляров печатным способом. Эмоционально-эстетическое развитие ребенка определяется как процесс создания и актуализации неповторимого мира ее эстетических чувств и эмоций, направленный на профилактику возникновения и развития эстетической глухоты, на развитие его эмоциональной, духовной культуры, обогащение эмоционального опыта, то есть формирование, развитие его творческих способностей. 3. Результаты поисково-разведочного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в дошкольных учреждениях еще недостаточно используются репродукций художественных картин, хотя в программах репродукциям художественных картин предоставляется достаточно внимания. Причина такого положения заключается в отсутствии изданий учебных пособий для дошкольных учреждений; отсутствия не только репродукции художественных, но и серии обязательных дидактических картин; отсутствия наборов художественных открыток, иллюстрирующие содержание сказок и рассказов для детей. 4. Было обнаружено критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности эмоционально-выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия репродукций художественных картин. Среди них: когнитивный критерий с показателями: осведомленность детей о художественные картины; осведомленность о художников - авторов картин; понимание детьми содержания репродукций художественных картин. Репродуктивно-речевое критерий с показателями: полнота воспроизведения содержания репродукции художественной картины; соответствие рассказы содержания картины; самостоятельность построения текста. Эмоционально-выразительный критерий с показателями: наличие вербальных (интонационных) средств выразительности; наличие лексико-семантических и синтаксических средств выразительности (образные выражения, слова в переносном значении, омонимы, синонимы, пословицы, крылатые выражения, поэтические строки и т. д.) наличие невербальных средств выразительности (мимика, жесты, поза, движения и т.п.). На основании выделенных показателей были охарактеризованы четыре уровня сформированности эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин (выше достаточный, достаточный, удовлетворительное, неудовлетворительное). Результаты констатирующего этапа эксперимента обнаружили, что ни один из детей не достиг уровня «выше достаточный», большинство детей экспериментальной и контрольной групп находились на неудовлетворительном уровне развития эмоционально-выразительной речи. 5. Педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин выступили: 1) обогащение лексического запаса детей вербальными и невербальными эмоционально-выразительными средствами речи в коммуникативно-речевой деятельности; 2) взаимосвязь (интеракция) учебно-речевой, художественно-речевой и изобразительной деятельности детей; 3) использование творческой импровизации в коммуникативно-речевой деятельности детей с репродукциями художественных картин. 6. С учетом теоретических позиций была разработана экспериментальная модель формирования эмоционально-выразительной речи в процессе восприятия репродукций художественных картин, включала четыре последовательных этапа: когнитивно-обогатительный, репродуктивно-деятельностный, коммуникативно-креативный, оценочно-экспрессивный. Каждый этап предусматривал свои задачи, направленные на формирование эмоционально-выразительной речи. Перспективу дальнейшего исследования видим в изучении влияния других видов изобразительной деятельности (скульптуры, графики) на формирование выразительной речи дошкольников разных возрастных групп.
Читать дальше
1. Богуш А.М. Дошкольное лингводидактики: теория и методика. - Запорожье: Просвита, 2000. - 216 с. 2. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Методика ознакомления детей с окружающей средой в детском саду заведении. Учебник для вузов. - М .: Издательский Дом «Слово», 2008. - С. 188-219. 3. Зданевич Л.В., Погребняк Н. Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами произведений живописи. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2009. - 120 с. 4. Ивашинина М.Д. О некоторых приемах ознакомления старших дошкольников с художественными картинами. - М. Сов.школа, 1963. - С. 32-34. 5. Короткова Э. Воспитывать интерес к творческим рассказыванию // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 6. - С. 8. 6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольника в детском саду. - М .: Просвещение, 1988. - 179 с. 7. Тихеевой Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под.ред. Ф.А.Сохин. – пятый изд. - М .: Просвещение, 1981. - 159 с. 8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М .: Просвещение, 1990. - 528 с. 9. Зданевич Л.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами произведений живописи /Л.В. Зданевич, Н.В. Погребняк. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2009. - 120 с. 10. Зинченко В.М. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях дошкольного учреждения / В.Н. Зинченко // Дошкольное образование. - 2004. - №1. - С. 15-17. 11. Калмыкова Л.А. Развитие описательного речи. Психолингвистический анализ /Л.О. Калмыкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С.19. 12. Крутой К.Л. Речевое занятия: опыт, проблемы, предложения /К.Л.Крутий - Запорожье, 1998. 13. Крутой К.Л. Обучение детей украинскому языку: теория и практика /К.Л. Крутой - Запорожье: TOB "ЛИПС" ЛТД, 2000. - C. l 1- 44. 14. Лепская H.И. Речевая стадия развития коммуникации ребёнка / Н.И. Лепская // Возрастная Психолингвистика: хрестоматия: учеб. пособие // Сост. К.Ф. Седова. - М .: Лабиринт, 2008. - 330 с. 15. Луцан Н.И. Речевой-игровая деятельность детей дошкольного возраста /Н.И. Луцан - О .: ПНЦ АПН Украины, 2005. 16. Луцан H.I. Теория и практика развития связной речи детей дошкольного возраста в речевой-игровой деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02 / H.И. Луцан - Одесса: ПУДПУ, 2005. - 466 с. 17. Маковецкая Н.В. Обучение старших дошкольников суффиксального образования существительных и прилагательных /Н.В. Маковецкая - Одесса, 2000. - 108 с. 18. Науменко Т. Активизация языка малышей / т. Науменко // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С. 6-7. 19. Пиаже Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. - восемнадцатый изд. - СПб .: Питер, 2009. - 160 с. 20. Пироженко Т.А. Коммуникативные-речевое развитие ребенка. Монография /Т.О. Пироженко - М., 2002. - 310 с. 21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду /А.Ы. Сорокина - М .: Просвещение, 1982. - 96 с. 22. Тихеевой Е.И. Развитие речи детей /Е.Ы. Тихеевой - М., 1981. - 159 с. 23. Трифонова П. навыки творческого рассказывания // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 10. - С.10-15. 24. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова - Минск, 1976. - 125 с. 26. Флерина Е.А. Рассказывания в дошкольной практике /Е.А. Флерина - М .: Просвещение, 2010. - 145 с. 27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000 - 240 28. Чумичова Г. Восприятие живописи и развитие образной речи / Р. Чумичова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 11. - С. 44.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image