Введение 3 Глава 1 Возможности трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 8 1.1 Современные средства профилактики правонарушений подростков 8 1.2 Возможности трудотерапии в решении проблем ребенка 19 1.3. Теоретическая модель трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 36 Выводы по 1 главе 48 Глава 2 Организация трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 50 2.1 Проектирование трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 50 2.2 Методы и средства трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 55 2.3 Анализ возможностей трудотерапии в решении проблем ребенка 63 Выводы по второй главе 74 Заключение 76 Библиография 80

Трудотерапия как средство профилактики правонарушений подростков

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
79% уникальность
2017 год
147 просмотров
Пятаева Н.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Возможности трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 8 1.1 Современные средства профилактики правонарушений подростков 8 1.2 Возможности трудотерапии в решении проблем ребенка 19 1.3. Теоретическая модель трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 36 Выводы по 1 главе 48 Глава 2 Организация трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 50 2.1 Проектирование трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 50 2.2 Методы и средства трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков 55 2.3 Анализ возможностей трудотерапии в решении проблем ребенка 63 Выводы по второй главе 74 Заключение 76 Библиография 80
Читать дальше
Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей путем использования межпоколенного взаимодействия как фактора, влияющего на изменение ценностно-мотивационной сферы личности подростков. Подростковый возраст – это очень важный этап в развитии человека между детством и взрослостью, определяющий становление личности. В этом возрасте завершается бурная перестройка самосознания, ценностей и интересов человека.


Закажите написание кандидатской диссертации в Кемерово на сервисе Work5.


. Подросток осваивает новые системы отношений, устанавливает определённый круг интересов, который со временем приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и определяет психологическую базу ценностной и мотивационной сферы личности подростка. По выражению Л. С. Выготского [1, с. 219], «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность, порождающая противоречивые желания и поступки, вкупе с нарушениями развития ценностно-мотивационной сферы личности зачастую влекут за собой потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как результат, оказываются вовлечёнными в сферу противоправной деятельности [2]. Проблема совершения правонарушений детьми и подростками существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Только за прошедший год уровень детской преступности в России вырос на 5%, С целью поиска эффективных путей и методов снижения уровня преступности среди детей и молодежи, выявления положительного опыта профилактической работы, своевременного реагирования на факты бездеятельности органов управления образованием на местах, Министерство образования и науки, пользуясь оперативным статистическим данным и информационными материалами, поступающих из регионов, осуществляет ежеквартальный мониторинг состояния преступности и правонарушений среди несовершеннолетних [2]. В целом, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений. Одним из методов влияния на подростков является трудотерапия. Трудотерапия - это активный метод реабилитации, направленный на восстановление и компенсацию нарушенных функций в процессе освоения и выполнения целенаправленных видов деятельности. Трудотерапия рассматривается как лечение занятостью. Хорошо организованный труд — это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Он уберегает человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организует структурированную микросреду. А также, труд позволяет ощутить свою полезность, значимость. Трудовая терапия оказывает положительное влияние на формирование круга ценностных ориентации и потребностей подростков, тем самым способствуя нормализации их взаимоотношений с окружающим миром. В процессе трудовой деятельности подросток, овладевая теми или иными приемами профессиональной деятельности, использует наиболее развитые качества, а недостаток одних компенсирует другими. Кроме того, трудотерапия как метод коллективного взаимодействия способствует становлению ролевых функций подростка и формированию адекватных психосоциальных механизмов, тем самым способствуя успешной адаптации. Трудотерапия, как средство коррекции ценностно-мотивационных ориентаций личности несовершеннолетнего правонарушителя, на наш взгляд, является эффективным средством их социальной реабилитации. Поэтому актуальность темы настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, существенной долей, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, негативными изменениями её качественных характеристик, а с другой – необходимостью коррекции ценностно-мотивационных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей во время социально-реабилитационных мероприятий для предупреждения совершения правонарушений. Учитывая, что рассматриваемая нами проблема носит комплексный характер, её разработанность мы обозревали в рамках отдельных элементов, составляющих тему данной работы. Так, специфика социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями вызывает достаточно отчётливый научный интерес в психолого-педагогической литературе, она рассматривается в трудах Г. М. Иващенко, В. Н. Келасьева, П. А. Шептенко, Н. К. Харитоновой, Г. М. Андреевой, Г. К. Зайцева и др. Особую важность в криминально-психологической науке приобретает исследование личности несовершеннолетних правонарушителей, в частности, их ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Значимость этой проблематики обусловлена тем, что именно эта сфера у данной категории детей подвержена деформации и определяет их противоправное поведение, которое занимает существенное место в общей структуре преступности, и долгосрочные прогнозы в отношении них крайне неблагоприятны. Поэтому вполне очевидна высокая степень изученности данной проблемы в работах Ю. М. Антоняна, И. А. Макаренко, И. И. Мамайчук, Е. И. Цымбал, Л. И. Божович, А. Е. Личко, Д. А. Шестакова, Л. С. Выготского и др. Анализ работ отечественных авторов, а именно, Е. А. Петровой, Л. Г. Гусляковой, Н. Ф. Басова, А. В. Мудрик, Н. Б. Шмелевой и др., свидетельствует о том, что в их исследованиях нашли отражение различные аспекты воспитания молодых людей во взаимодействии с взрослыми. Однако в работах, посвящённых изучению вопросов использование трудотерапии, проблема выявления эффективного влияния трудотерапии на социальное воспитание именно несовершеннолетних правонарушителей, практически не исследовалась. В этом направлении существует лишь зарубежный опыт, который отражён в работах О. Н. Бибик, А. А. Пергатой, Ф. Дюнкель и др. Объектом исследования является профилактика правонарушений подростков. Предметом исследования - трудотерапия, как средство профилактики правонарушений подростков. Цель исследования - разработать комплекс занятий трудотерапии, как средства профилактики правонарушений подростков. Гипотеза исследования - профилактика правонарушений подростков будет эффективнее при использовании средств трудотерапии. Задачи исследования: 1. Выявить современные средства профилактики правонарушений подростков. 2. Определить возможности трудотерапии в решении проблем ребенка. 3. Создать теоретическую модель трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 4. Наметить проектирование трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 5. Разработать методы и средства трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 6. Произвести анализ возможностей трудотерапии в решении проблем ребенка. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и криминально-психологической литературы по проблеме исследования, системный метод, а также такие методы социально-педагогического исследования, как интервьюирование и наблюдение. Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования экспериментально доказана эффективность использования трудотерапии в целях воспитания личностных нравственных качеств у «трудных» подростков. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности эффективного использования предложенной методики в процессе комплексной профилактики правонарушений среди подростков. Кроме того, полученные данные могут быть использованы: - для индивидуального педагогического подхода в образовании и воспитании психологически сложных детей; - для создания программы по профилактике и коррекции отклонений в формировании и развитии личностных качеств у «трудных» подростков. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом можно сформулировать основные принципы трудовой терапии, применяемой при заболеваниях различной формы: 1. Трудотерапия является одним из наиболее доступных реабилитационных методов, имеющих ограниченное число противопоказаний. Для лечения трудом практически отсутствуют возрастные ограничения. Как показывают специальные исследования, трудовая устремленность и активность являются важным терапевтическим и профилактическим средством для больных и лиц преклонного возраста. В связи с этим постулируется важнейший принцип трудотерапии, провозглашающий данный реабилитационный прием как метод выбора. 2. Трудовая терапия, как любой метод лечения, занимает определенное место в ряду реабилитационных мероприятий. Как правило, трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии, предваряя или закрепляя эффект их воздействия. Следовательно, организация трудотерапии должна строиться с учетом взаимодействия других реабилитационных приемов. Указанное обстоятельство отражается в принципе преемственности трудотерапии. 3. Трудовая терапия должна быть физиологически обоснованной, социально значимой и психологически комфортной. Это означает, что учебно-трудовые нагрузки не должны вызывать перенапряжение систем организма, по своей сущности не должны быть социально примитивными и психологически ущербными для больного. Все это составляет содержание принципа адекватности трудотерапии. 4. Адекватность трудотерапии не должна интерпретироваться как стремление к минимальным или привычным для больного нагрузкам. Напротив, смысл трудотерапии сводится к тому, чтобы больной в известном смысле «преодолел себя» и познал вкус победы над недугом. Для этого он должен приложить определенные усилия (конечно, в рамках возможных для него границ). Значит, учебно-производственные задания должны по своей структуре, или объему, или по времени выполнения вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного. В этом заключается смысл принципа «порогового дискомфорта» трудотерапии. 5. Индивидуальный характер трудотерапии определяется не только особенностями физического развития, физиологической толерантности, психоэмоциального профиля ребенка, но и характеристиками его социально-средового, профессионального статуса, условиями труда и быта. Анализ этих факторов, их взаимосвязей позволяет в каждом конкретном случае найти оптимальный вариант индивидуальной программы трудотерапии. 6. Трудовая терапия является многофакторным понятием и обладает мультипотенциональностью воздействия на человека. В связи с этим было бы ошибочным придавать трудотерапии приоритетно-факторную направленность. Одним из главных принципов трудотерапии должно быть признание системного характера ее воздействия на человека и построение на этой основе учебно-производственного задания. 7. Проведение трудовой терапии требует постоянной коррекции на основе результатов обратной связи. Контроль за ходом реабилитационного процесса позволяет вовремя обнаружить нежелательные отклонения, предотвратить возможность развития «отрицательных» компенсаций, дозировать нагрузки в зависимости от состояния пациента.
Читать дальше
1. Аксельрод, А. Мир различий. Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А. Аксельрод, Е. Любарская. - Уфа: Фонд гуманитарных проектов и технологий «Толерантность», 2014. - 178 с. 2. Беличева, С. А. Сложный мир подростка [Текст] / С. А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2014. - 129 с. 3. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних [Текст] / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - М.: Феникс, 2013. - 384 с. 4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2014. - 224 с. 5. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М. Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с. 6. Божович, Л. И. Подростковый возраст [Текст] / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - С. 214 - 218. 7. Буйневич, Т. В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения [Текст] / Т. В. Буйневич, Э. Л. Ратникова. - Мн.: РИПО, 2005. - 88 с. 8. Буйневич, Т. В. Психолого-педагогические подходы к профилактике правонарушений [Электронный ресурс] / Т.В. Буйневич // Воспитание. Личность. Профессия: Электронный журнал. - Режим доступа: http: //ripo. unibel. by/vlp/03/show. php?art=4&auth= buynevich. 9. Власкина, М. Н. Нарушение родительской привязанности как основа девиантного поведения детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / М. Н. Власкина, Я. Ю. Курбанова // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015: Сборник материалов. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2015. - С. 34 - 36. - Формат файла PDF. - Режим доступа: http://www.asturiell.ru/wp- content/uploads/2015/10/Конференция-психологи^£ 10. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с. 11. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2011. - 368 с. 12. Выготский, Л. С. О подростковом кризисе [Текст] / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - С. 210 - 213. 13. Гилинский, Я. И. Девиантология [Текст] / Я. И. Гилинский. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2011. - 528 с. 14. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 272 с. 15. Гриценко, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] / А. В. Гриценко // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10. - СевКавГТУ, Ставрополь. - Северо-Кавказский государственный технический университет. - Режим доступа: http:// www.nestu.ru. 16. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде [Текст] / Гурвич И. Н. и др. Под общ. ред. О. В. Зыкова. Институт наркологического здоровья нации. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). - СПб.: Эри, 2013. - 144 с. 17. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты [Текст] / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В. А. Янышева, А. К. Железнова. - Тула, 2011. - 341 с. 18. Девяткина, Е. В. Профессионально-педагогическая деятельность педагогов, работающих по коррекции девиаций в поведении подростков [Электронный ресурс] / Е. В. Девяткина // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015: Сборник материалов. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2015. - С. 37 - 39. - Формат файла PDF. - Режим доступа: http://www.asturiell.ru/wp-content/uploads/2015/10/ Конференция-психологи/pdf. 19. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд [Электронный ресурс] / Э. Дюркгейм Пер., с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова / Эл. версия печатного издания с нек. сокращ. по изданию: СПб., 1912. Пер. с французского А. Н. Ильинского. Под редакцией В. А. Базарова. Издание Н. П. Карбасникова. - Формат файла PDF. - Режим доступа: http://www.bim- bad.ru/docs/durkheim_suicide.pdf. 20. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2013. - 502 с. 21. Зайдуллина, Г. Г. Сущностная характеристика понятия «Девиантное поведение» личности [Электронный ресурс] / Г. Г. Зайдуллина // Сайт Sibac.info: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/vii/36679 (дата обращения: 11.01.2016). 22. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с. 23. Иванова, О. В. Сущность и содержание коррекции девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. В. Иванова // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015: Сборник материалов. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2015. - С. 61 - 64. - Формат файла PDF. Режим доступа: http://www.asturiell.ru/wp-content/uploads/2015/10/ Конференция-психологи. pdf. 24. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция [Текст] / В. П. Кащенко, 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 304 с. 25. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. - 160 с. 26. Ковальчук, М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников [Текст] / М. А. Ковальчук. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 242 с. 27. Коэн, А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним [Электронный ресурс] / А. Коэн // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы.; Пер.: В. В. Воронин, Е. В. Зиньковский, Ред.: Г. В. Осипов (Вступ. ст.) М.: Прогресс, 1972. - 392 с. // Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК». - Эл. версия печатного издания. - Тип файла PDF. - Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie25924.html. 28. Криминология [Текст] / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. 4-е изд. - М.: Норма-Инфра-М, 2011. - 304 с. 29. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с. 30. Шипунова, Т. В. Макро-микро-макро-модель социального контроля девиантности в конструктивистской перспективе: приглашение к дискуссии / Т. В. Шипунова [Текст] // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2012. Т. 15. — № 2. — С. 157 — 172.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image