Закажите написание кандидатской диссертации в Кемерово на сервисе Work5.
. Подросток осваивает новые системы отношений, устанавливает определённый круг интересов, который со временем приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и определяет психологическую базу ценностной и мотивационной сферы личности подростка. По выражению Л. С. Выготского [1, с. 219], «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность, порождающая противоречивые желания и поступки, вкупе с нарушениями развития ценностно-мотивационной сферы личности зачастую влекут за собой потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как результат, оказываются вовлечёнными в сферу противоправной деятельности [2]. Проблема совершения правонарушений детьми и подростками существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Только за прошедший год уровень детской преступности в России вырос на 5%, С целью поиска эффективных путей и методов снижения уровня преступности среди детей и молодежи, выявления положительного опыта профилактической работы, своевременного реагирования на факты бездеятельности органов управления образованием на местах, Министерство образования и науки, пользуясь оперативным статистическим данным и информационными материалами, поступающих из регионов, осуществляет ежеквартальный мониторинг состояния преступности и правонарушений среди несовершеннолетних [2]. В целом, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений. Одним из методов влияния на подростков является трудотерапия. Трудотерапия - это активный метод реабилитации, направленный на восстановление и компенсацию нарушенных функций в процессе освоения и выполнения целенаправленных видов деятельности. Трудотерапия рассматривается как лечение занятостью. Хорошо организованный труд — это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Он уберегает человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организует структурированную микросреду. А также, труд позволяет ощутить свою полезность, значимость. Трудовая терапия оказывает положительное влияние на формирование круга ценностных ориентации и потребностей подростков, тем самым способствуя нормализации их взаимоотношений с окружающим миром. В процессе трудовой деятельности подросток, овладевая теми или иными приемами профессиональной деятельности, использует наиболее развитые качества, а недостаток одних компенсирует другими. Кроме того, трудотерапия как метод коллективного взаимодействия способствует становлению ролевых функций подростка и формированию адекватных психосоциальных механизмов, тем самым способствуя успешной адаптации. Трудотерапия, как средство коррекции ценностно-мотивационных ориентаций личности несовершеннолетнего правонарушителя, на наш взгляд, является эффективным средством их социальной реабилитации. Поэтому актуальность темы настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, существенной долей, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, негативными изменениями её качественных характеристик, а с другой – необходимостью коррекции ценностно-мотивационных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей во время социально-реабилитационных мероприятий для предупреждения совершения правонарушений. Учитывая, что рассматриваемая нами проблема носит комплексный характер, её разработанность мы обозревали в рамках отдельных элементов, составляющих тему данной работы. Так, специфика социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями вызывает достаточно отчётливый научный интерес в психолого-педагогической литературе, она рассматривается в трудах Г. М. Иващенко, В. Н. Келасьева, П. А. Шептенко, Н. К. Харитоновой, Г. М. Андреевой, Г. К. Зайцева и др. Особую важность в криминально-психологической науке приобретает исследование личности несовершеннолетних правонарушителей, в частности, их ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Значимость этой проблематики обусловлена тем, что именно эта сфера у данной категории детей подвержена деформации и определяет их противоправное поведение, которое занимает существенное место в общей структуре преступности, и долгосрочные прогнозы в отношении них крайне неблагоприятны. Поэтому вполне очевидна высокая степень изученности данной проблемы в работах Ю. М. Антоняна, И. А. Макаренко, И. И. Мамайчук, Е. И. Цымбал, Л. И. Божович, А. Е. Личко, Д. А. Шестакова, Л. С. Выготского и др. Анализ работ отечественных авторов, а именно, Е. А. Петровой, Л. Г. Гусляковой, Н. Ф. Басова, А. В. Мудрик, Н. Б. Шмелевой и др., свидетельствует о том, что в их исследованиях нашли отражение различные аспекты воспитания молодых людей во взаимодействии с взрослыми. Однако в работах, посвящённых изучению вопросов использование трудотерапии, проблема выявления эффективного влияния трудотерапии на социальное воспитание именно несовершеннолетних правонарушителей, практически не исследовалась. В этом направлении существует лишь зарубежный опыт, который отражён в работах О. Н. Бибик, А. А. Пергатой, Ф. Дюнкель и др. Объектом исследования является профилактика правонарушений подростков. Предметом исследования - трудотерапия, как средство профилактики правонарушений подростков. Цель исследования - разработать комплекс занятий трудотерапии, как средства профилактики правонарушений подростков. Гипотеза исследования - профилактика правонарушений подростков будет эффективнее при использовании средств трудотерапии. Задачи исследования: 1. Выявить современные средства профилактики правонарушений подростков. 2. Определить возможности трудотерапии в решении проблем ребенка. 3. Создать теоретическую модель трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 4. Наметить проектирование трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 5. Разработать методы и средства трудотерапии в процессе профилактики правонарушений подростков. 6. Произвести анализ возможностей трудотерапии в решении проблем ребенка. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и криминально-психологической литературы по проблеме исследования, системный метод, а также такие методы социально-педагогического исследования, как интервьюирование и наблюдение. Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования экспериментально доказана эффективность использования трудотерапии в целях воспитания личностных нравственных качеств у «трудных» подростков. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности эффективного использования предложенной методики в процессе комплексной профилактики правонарушений среди подростков. Кроме того, полученные данные могут быть использованы: - для индивидуального педагогического подхода в образовании и воспитании психологически сложных детей; - для создания программы по профилактике и коррекции отклонений в формировании и развитии личностных качеств у «трудных» подростков. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.