В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования логистической системы городского транспорта общего пользования; проведен анализ логистической системы ГУП «Петербургский Метрополитен»; разработаны предложения по усовершенствованию логистической инфраструктуры метрополитена в г. Санкт-Петербург.
Экономическая и политическая ситуация в стране и мире определяет новые и более высокие требования к эффективности организаций. В связи с санкциями западных стран, внедрением системы взимания платы «Платон» ужесточаются условия существования и конкуренции на рынке грузовых автомобильных перевозок. Становится актуальным поиск качественно новых решений, способствующих повышению эффективности транспортной компании. Одним из таких решений выступает применение логистического менеджмента.
С позиции менеджмента эффективность любой компании, и транспортной компании в частности, определяется гибкостью организационной структуры, скоростью реакции организации и персонала на изменения во внешней среде, а также достижением поставленных оперативных, тактических и стратегических целей. Более того, эффективность определяется соотношением затрат и дохода, прибыльностью.
С позиции логистики эффективность транспортной компании определяется не только уровнем затрат, гибкостью транспортного обслуживания, скоростью материальных и сопутствующих потоков, но и технико-эксплуатационными показателями транспорта, например, такими как: объем и качество выполняемых работ; себестоимость автомобильных перевозок.
Кроме технико-эксплуатационных показателей транспорта при организации и планировании деятельности транспортной компании имеет значение оценка уровня обслуживания клиентов, определение соответствия совокупного предложения состава и качества услуг потребностям и требованиям клиентов.
С позиции логистического менеджмента эффективность транспортной компании будет определяться комплексом показателей, которые определяют эффективность с позиции менеджмента и логистики.
Если провести анализ объектов управления в менеджменте и логистике, то можно прийти к следующей логической цепочке. Управление в менеджменте направлено на человеческие ресурсы, на персонал, воздействие на персонал таким образом, чтобы повысить эффективность организации. Управление в логистике предполагает воздействие на элементы логистической цепи, на организации-участников логистической цепи с целью получения аналогичного эффекта – повышение эффективности логистической цепи.
В обоих случаях имеем дело с системами, только разного масштаба. По существу, организации-участники логистической цепи (одним из звеньев являются транспортные компании) – это люди, персонал, системы взаимоотношений, которые рассматриваются в менеджменте. Следовательно, применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании может и должно осуществляться не только с позиции технико-эксплуатационных показателей транспорта, финансовых показателей, но и с позиции персонала. В частности, через мотивацию, мониторинг и контроль.
Качество транспортного обслуживания зависит не только от технического состояния транспортных средств, но и от мотивации персонала. Например, различные системы контроля и мониторинга за транспортными средствами решают проблему только в части контроля следования по маршруту движения, продолжительные простои, факты нарушения расписания. Однако проблему оппортунистического поведения персонала данные системы не решают. Поэтому в деятельности транспортных компаний необходимо применять инструментарий и методики в области мотивации, описанных в рамках менеджмента. Также, любое воздействие на персонал сопровождается сопротивлением в организации, которое тоже влияет на эффективность. Следовательно, необходимо применение методик, описанных в трудах по управлению изменениями в организации. Все они касаются в большей степени персонала, человеческих ресурсов.
Таким образом, логистический менеджмент, это не только процесс администрирования логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (преимущественно с применением информационно – компьютерных технологий) для достижения целей логистической системы. Наряду с перечисленным логистический менеджмент включает в себя управление изменениями в организации, управление персоналом. Иными словами, в сферу логистического менеджмента должно входить управление социально-экономическими процессами на уровне организации.
Новую схему сократили на 13 станций, которые ранее предполагалось построить.
Так с севера исчезла часть ветки до «Осиновой рощи» с четырьмя станциями, ветка от Политехнической до «Проспекта Культуры» с промежуточной станцией «Сосновка».
Изменения коснулись и юго-западых районов. Так вместо 11 новых станций в планах осталось 6. Кировско-Выборгскую линию продлят, как и предполагалось, двумя станциями, однако от Ульянки она будет загибаться не на восток к Пулково, а на северо-запад, к пересечению проспекта Маршала Жукова и улицы Солдата Корзуна.
Недосчитается город и линий метрополитена от Екатерингофки вдоль Финского залива и далее в направлении Стрельны вдоль Петергофского шоссе.
В итоге самой западной точкой станет «Сосновая Поляна». Есть в новой схеме метро и некоторые приобретения.
На схеме появился перегон от «Площади Александра Невского» до «Елизаровской» со строительством новой станции в районе пересечения улиц Седова и Фаянсовой.
Кроме того, Правобережно-Лахтинская линия в сторону Кудрово будет продлена не одной станцией, как планировалось, а двумя.
В 2008 году город официально утвердил концепцию развития метрополитена.
Согласно планам, Фрунзенский радиус должны были полностью запустить к 2012 г., а к 2015 г. построить первую очередь Красносельско-Калининской линии. Всего с 2008 по2020 гг. планировалось построить 70 км
По факту в срок была введена только первая очередь Фрунзенского радиуса, от станции «Садовая» до станции «Волковская», без станции «Обводный канал» и собственного выхода в город «Звенигородской». Следующие участки открывались с опозданием.
В июне 2011 года была утверждена новая концепция развития метрополитена на 2011-2015 год с перспективой до 2025 года.
К 2015 году планировали открыть Фрунзенский радиус и продлить Лахтинско-Правобережную линию до станции «Большой проспект» с промежуточной станцией «Театральная».
Срок сдачи первой очереди Красносельско-Калининской линии передвинулся на 2016-2020 гг. В те же сроки планировали сдать и прололжение Невско-Василеостровской линии. Строительство Кольцевой линии обозначалось после 2025 г.
За указанный период открыли только «Бухарестскую» и «Международную» в декабре 2012 года – их строили 24 года.
В 2013 открыли вестибюль станции «Спасская», а в 2015 году – второй вестибюль станции «Спортивная».
В 2013 начались работы на стройплощадках Красносельско-Калининской линии, а так же стартовали работы на Фрунзенском радиусе от «Южной» к «Международной».
В том же году Правительством были перераспределены приоритеты на строительство новых станций: в связи с проведением ЧМ по футболу 2018.
Первостепенным стало строительство станции «Новокрестовская» и «Беговой» по Невско-Василеостровской линии.
Сегодня в Петербурге работы ведутся строительные работы на четырех участках по строительству 9 новых станций.
Готовность Фрунзенского радиуса очень высока, и есть все основания для сдачи этого участка к декабрю 2017 года (по контракту – декабрь 2018-го), если из бюджета города будет выделено 4 млрд рублей на год раньше.
Продолжение Невско-Василеостровской линии до станции «Беговая» с промежуточной станцией «Новокрестовская» планируют сдать весной 2018 года.
Также ведутся работы по строительству Лахтинско-Правобережной линии – станции метро «Театральная» и «Горный институт», сдача которых по контракту должна состояться в ноябре 2019 года и работы по Красносельско-Калининской линии.
В случае применения логистического менеджмента для повышения эффективности процессов транспортная компания получает комплексный и эффективный инструмент, концепцию воздействия не только на показатели эффективности использования транспорта, но и на персонал, который является ключевым элементом любой организации. Воздействуя на персонал, мотивируя сотрудников всех уровней, оказывается влияние и на технико-эксплуатационные показатели автотранспорта в том числе. Дальнейшее развитие и внедрение логистического менеджмента в предшествующих и последующих организациях-участниках логистической цепи способствует повышению эффективности всей цепи поставок. Поскольку транспорт обслуживает большую часть отраслей экономики и логистические цепи формируют логистические сети, эффект от правильного, более расширенного, применения логистического менеджмента теоретически может оказаться более масштабным, чем в рамках одной организации.