Введение 3 1 Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников средствами внеурочной деятельности 9 1.1 Психолого-педагогические основы воспитания толерантности как качества личности в младшем школьном возрасте 9 1.2 Содержание внеурочной деятельности в начальной школе как фактор воспитания толерантности 19 1.3 Анализ программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № ___ на предмет воспитания толерантности у младших школьников 21 2 Экспериментальная работа по воспитания толерантности у младших школьников средствами внеурочной деятельности 27 2.1 Выявление особенностей сформированности толерантности как качества личности у учащихся 4 класса 27 2.2 Приемы воспитания толерантности как качества личности у учащихся 4 класса во внеурочной деятельности 33 2.3 Результаты экспериментальной работы 36 Заключение 43 Список использованных источников 48

Воспитание толерантности у младших школьников средствами внеурочной деятельности

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
81% уникальность
2017 год
135 просмотров
.
Эксперт по предмету «Теория и методология обучения и воспитания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников средствами внеурочной деятельности 9 1.1 Психолого-педагогические основы воспитания толерантности как качества личности в младшем школьном возрасте 9 1.2 Содержание внеурочной деятельности в начальной школе как фактор воспитания толерантности 19 1.3 Анализ программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № ___ на предмет воспитания толерантности у младших школьников 21 2 Экспериментальная работа по воспитания толерантности у младших школьников средствами внеурочной деятельности 27 2.1 Выявление особенностей сформированности толерантности как качества личности у учащихся 4 класса 27 2.2 Приемы воспитания толерантности как качества личности у учащихся 4 класса во внеурочной деятельности 33 2.3 Результаты экспериментальной работы 36 Заключение 43 Список использованных источников 48
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема толерантности как одной из ведущих качеств личности на современном этапе развития общества является предметом изучения философии, социологии, психологии, культурологии и других наук. Французский философ - просветитель XVIII века. Ф.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Екатеринбурге занимает минимум времени.


. Вольтер сказал: «Ваши идеи мне глубоко противны, но я отдам жизнь за право их произносить»! Мы живем в сложное и смутное время, а причины упадка нашей морали мы объясняем, оправдываем экономическим и экологическим кризисами, недостатками рыночных отношений и тому подобное. Глобальные проблемы, которые должна решать человечество, все больше обостряются, а конфликты становятся все более опасными, и поэтому растет осознание необходимости сотрудничества людей и привлекательность идей толерантности. Такое ценностное отношение к человеку требует адекватных воспитательных программ, технологий, выбора целесообразных форм и методов воспитания. Различные аспекты ценностного отношения к человеку исследовали Г. Балл, И. Бех, А. Бодалев, Л. Выготский, В. Киричек, В. Семченко, К. Черная и др. В справочной литературе существуют различные определения понятия «толерантность», поскольку ученые по - своему понимают и интерпретируют это понятие. Анализ научной литературы по философии, культурологии, истории, социологии, а также психологии и педагогики свидетельствует, что к толерантности, взаимного уважения и сотрудничества призвали гуманисты Ф. Вольтер, А. Дистервег, А. Маслоу, П. Рикер, В. Сухомлинский и др . Анализ исследований по проблеме воспитания толерантности позволяет утверждать, что различные стороны толерантности сегодня изучены гораздо шире по сравнению с педагогическими. Осмысление проблемы формирования толерантности нашло отражение в исследованиях психологов (А. Асмолов, И. Бех, А. Клепцова) и педагогов (Л. Бернадская, Б. Вульфов, А. Грива, А. Погодина, А. Савченко, П. Степанов, А. Столяренко и других). Проблеме формирования толерантности у учащихся младшего школьного возраста посвящены исследования С. Герасимова, Т. Гуровой, Е. Койковои, А. Ширванян и других Итак, воспитанию и формированию качеств толерантности у подрастающего поколения сегодня уделяется незначительное внимание. Поэтому актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и необходимость преодоления выявленных противоречий в школьном коллективе обусловили выбор и цель такой темы. Целью исследования является также примеры критериев, являются выдающимися в воспитании толерантности младших школьников, приемы и методы, которые помогут учителям начальных классов в решении этого вопроса. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания толерантности у учащихся 4 класса школы во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: эффективность воспитания толерантности у учащихся 4 класса школы во внеурочной деятельности повысится при условиях: оптимизации форм и методов воспитания толерантности; организации совместной деятельности учащихся, которая способствует развитию толерантных эмоций, формированию опыта толерантного поведения; построения взаимоотношений педагогов с учениками на основе педагогической поддержки; организационно-методической подготовки педагогов школ по вопросам воспитания толерантности. Согласно предмета, цели и гипотезы были определены следующие задачи: - на основе анализа состояния исследуемой проблемы уточнить сущность и структурные компоненты толерантности как личностного образования; - раскрыть специфику воспитания толерантности у младших школтников во внеурочной деятельности; - определить критерии, показатели и выявить уровни сформированности толерантности у учащихся - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий и структурно-функциональную модель воспитания толерантности у учащихся во внеурочной деятельности. Объект исследования - процесс воспитания толерантности у учащихся 4 класса. Предмет исследования - педагогические условия воспитания толерантности у учащихся 4 класса во внеурочной деятельности. Теоретическую основу исследования составляют философские идеи по проблеме толерантности (Н. Бердяев, Р.Валитова, Ф.Вейс, У.Джеймс, О.Довгополова, М.Золотухин, И. Кант, П.Кинг, Р.Кристи, В.Лекторський, Ж. Руссо, Ж.-П.Сартр, Соловьев, М.Уолцер, В.Франкл, Л.Шайгерова, К. Ясперс и др.) Исследование, базирующееся на основных положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) психологической теории развития личности (Л.Божович, О.Петровський, С.Рубинштейн, Д.Фельдштейн и др.) идеи педагогики сотрудничества (Ш. Амонашвили, О.Газман, С.Лисенкова, В.Шаталов и др.) идеи "педагогики мира" (С.Демьянчук, М.Кабатченко, В.Митина, А.Сиротенко и др.) педагогические подходы: личностно ориентированный (И.Бех, А.Бойко, О.Кононко, И.Якиманська и др.) культурологический (М.Бахтин, А.Джуринський, М.Кабатченко, З.Малькова, О.Матиенко, В.Подобед и др.) гуманистический подход (Ш. Амонашвили, Я.Корчак, Монтессори, Сухомлинский и др.) поликультурный (Ф.Горовський, О.Докукина, Ю.Римаренко, П.Толочко и др.) аксиологический (В.Прянникова, З.Шнекендорф и др.) коммуникативно-диалогический (Т.Билоус, Г.Безюльова, А. Скрябина, Г.Шеламова и др.). Использовались документы, отражающие нормативно-правовую базу толерантности: Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религиозными убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 25.11.1981 г.) итоговый документ Венской встречи 1986 представителей-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; Конвенция о правах ребенка (1989 г.) Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конвенции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г.), в которых нашли раскрытия проблемы демократизации и гуманизации современного общества и системы образования. Для решения поставленных задач исследования на всех этапах работы использовался комплекс научно-педагогических методов: - теоретические: логико-исторический анализ педагогических, психологических, философских, социологических трудов по теме исследования; обобщение опыта работы общеобразовательных школ. Использование этих методов позволило уточнить понятие "толерантность", раскрыть сущность, структуру и особенности воспитания толерантности у учащихся 4 класса в современных условиях; - эмпирические: непосредственные наблюдения за учащимися, анкетирование, опрос, интервьюирование, беседы, тесты, написание творческих работ. С помощью этих методов оказывался состояние сформированности толерантности у учащихся; - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), в ходе которого определялись уровни сформированности толерантности у учащихся 4 класса на основе сравнения экспериментальных и контрольных групп; - математической обработки результатов исследования, что позволило с большей достоверностью обеспечить распределение учащихся по уровням сформированности толерантности. Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые научно обоснованы педагогические условия воспитания толерантности у учащихся во внеурочной деятельности к которым относим: оптимизацию форм и методов воспитания толерантности, организацию совместной деятельности учащихся, которая способствует развитию толерантных эмоций, формированию опыта толерантного поведения; построение взаимоотношений педагогов с учениками на основе педагогической поддержки; организационно-методическую подготовку педагогов школ по вопросам воспитания толерантности; разработана и апробирована структурно-функциональную модель воспитания толерантности у учащихся во внеурочной деятельности; определены критерии, показатели и уровни сформированности толерантности у учащихся уточнена сущность и структурные компоненты толерантности как личностного образования; дальнейшего развития приобрел содержание подготовки педагогов школ к воспитанию толерантности у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику работы школ методических рекомендаций "Воспитание толерантности у учащихся во внеурочной деятельности», в которых отражены содержание, формы и методы воспитания толерантности, разработаны практический материал по данной проблемы. Результаты исследования могут быть применены в практической работе школ, при разработке учебных пособий по теории и методики воспитания учащихся школ. Выводы и рекомендации могут быть использованы в практике работы педагогов школ, в последипломном педагогическом образовании работников школ при чтении спецкурсов в педагогических учебных заведениях. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.  

Читать дальше
1. Теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность и структурные компоненты толерантности как личностного образования. Толерантность - сложное интегративное личностно-нравственное образование, характеризующееся способностью человека с уважением относиться к интересам, мыслей, взглядов, привычек, верований других людей, стремлением понять и достичь взаимной согласия без применения давления, насилия. Она выражается в ценностном отношении к другим людям, окружающей среды, самого себя, то есть охватывает весь спектр социальных отношений, в котором реализуется личность. Толерантность определяется сложившимися в личности установками, привычками, мировоззрением; подлежит целенаправленному воспитанию и самовоспитанию. Структура толерантности включает когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий-деятельностный компоненты. 2. Исследование специфики воспитания толерантности у учащихся 4 класса показало, что отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте, как правило, обусловлены внешними атрибутами (сидят за одной партой, идут вместе в школу, близко живут и т.д.). Формирование личности младшего школьника предполагает развитие в него этических представлений и понятий, имеет непосредственное отношение к толерантности. В процессе их развития должны быть реализованы основные направления воспитание толерантности, как: осознание принципов взаимозависимости и взаимодополняемости как ведущих в человеческих отношениях; привлечение детей к культурам различных народов мира; воспитание уважения к представителям различных социокультурных групп - на уровне семьи, класса, школы, окружающего среды общения и тому подобное. Результатом деятельности учителя начальных классов по формированию толерантности учащихся должно стать развитие толерантной личности ученика начальной школы. Данная личность должна развить в себе такие ведущие характеристики: - Нравственная культура жизнедеятельности младшего школьника; - Толерантное сознание; - Культура толерантного поведения и общения; - достаточный уровень самореализации в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Младший школьник с достаточным уровнем развитости толерантности успешно взаимодействует в коллективе, может противостоять НЕ толерантным отношениям, является достаточно социально адаптированной в среде класса и школы. Успешность и эффективность процесса формирования толерантной личности ученика начальной школы зависит от скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, центром которого является учитель начальных классов, поскольку он является в этом возрасте основным референтным лицом. В группу субъектов формирования толерантной личности относятся также родители, другие ученики начинающие, другие учителя, которые присутствуют в учебном процессе начальной школы (учитель иностранного языка, физкультуры, музыки и др.), а также воспитатели группы продленного дня. Констатирующий этап исследования показал, что большинство педагогов школы не обладает достаточными знаниями по вопросам воспитания толерантности, работа в этом направлении имеет преимущественно формальный, эпизодический характер, ее проведение не всегда предполагает достижение конкретной цели; значительное количество педагогов недостаточно знакома с методикой организации внеурочной работы по воспитанию толерантности у учащихся. Это проявляется в неумении определенной части педагогов организовать систематическую, целенаправленную работу по воспитанию толерантности; возможности внеурочной деятельности используются недостаточно. 3. Определено, что основными критериями сформированности толерантности у учащихся: сформированность знаний о толерантности; значимость нового типа мижсубьектнои взаимодействия; толерантное поведение, что позволило определить уровни сформированности толерантности (рефлексивный, достаточный, начальный, конфликтный). Каждый из названных уровней сформированности толерантности характеризовался определенными показателями. 4. В процессе формирующего этапа эксперимента установлено, что эффективными педагогическими условиями воспитания толерантности у учащихся: - наличие поликультурного пространства / воспитательной среды, в котором есть множественность; - обновление и развитие различных форм ученического самоуправления; - развитие навыков коммуникации и сотрудничества учащейся молодежи; - интерактивное педагогическое общение; - наличие толерантных качеств у педагога; - доверие и открытость в отношениях педагога и ученика; - внедрение в учебно-воспитательный процесс поэтапной программы воспитание толерантности; - целенаправленное и активное использование содержания образовательных областей и форм организации учебно-воспитательного процесса. Определение педагогических условий позволило выделить ведущие составляющие организации внеурочной деятельности по воспитанию толерантности у учащихся: приоритетность отношений доверия, взаимопонимания, сотрудничества между педагогами и воспитанниками; систематическое привлечение учащихся к совместной деятельности. Положительные результаты эксперимента подтвердились количественным и качественным анализом проведенной работы. Соблюдение предложенных педагогических условий и реализация структурно-функциональной модели воспитания толерантности у учащихся во внеурочной деятельности способствовали качественным и количественным изменениям сформированности толерантности у учащихся экспериментальных групп. Так, по сравнению с началом опытно-экспериментальной работы значительно повысился процент школьников, проявивших рефлексивный уровень сформированности толерантности (с 11,4% в начале проведения эксперимента до 21,4% после его завершения), значительно повысился процент воспитанников, обнаружили достаточный уровень сформированности толерантности (с 24,9% в начале опытно-экспериментальной работы до 49,2% после ее проведения). После проведения опытно-экспериментальной работы значительно снизился процент школьников, проявивших начальный уровень сформированности толерантности (с 34,3% в начале проведения эксперимента до 17,9% после его завершения) и конфликтный уровень сформированности толерантности (с 29,4% в начале опытно-экспериментальной работы до 49,2% после ее проведения). После проведения опытно-экспериментальной работы значительно снизился процент школьников, проявивших начальный уровень сформированности толерантности (с 34,3% в начале проведения эксперимента до 17,9% после его завершения) и конфликтный уровень сформированности толерантности (с 29,4% в начале опытно экспериментальный работы до 11,5% после ее завершения). Обобщение и сравнение соответствующих эмпирических данных, полученных в начале опытно-экспериментальной работы и после ее проведения, свидетельствует о ее эффективности, которая подтвердила правильность и производительность выдвинутой гипотезы. 5. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Дальнейшего изучения и развития требуют вопросы воспитания толерантности у учащихся школы других возрастных групп (младшие школьники, старшеклассники) осуществление специальной подготовки воспитателей школы, повышение эффективности последипломного образования педагогических кадров по этой проблеме.  
Читать дальше
1. Абдулкаримов Г. Т. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г. Т. Абдулкаримов. // Дополнительное образование. – 2002. – №2. – С. 49–54. 2. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – М. : МППИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2000. – 272 с. 3. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности : учеб.-метод. пос. для педагогов и студентов / А. М. Байбаков. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002. – 12 с. 4. Безлюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г. В. Безлюлева, Г. М. Шеламова. – М. : Вербум, 2003. – 168 с. 5. Выготский Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6-ти томах. – Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с. 6. Вульфов Б. 3. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. 3. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12-16. 7. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1 –2. – С. 22 – 33. 8. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника : дисс. … докт. пед. н. : 13.00.01 – общая педагогика / Надежда Филипповна Голованова. – Санкт-Петербург, 1996. – 327 с. 9. Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург : Деловая книга, 1995. – 348 с. 10. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М. : Педагогика, 1972. – 352 с. 11. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 24-26. 12. Как стать великодушным : тренинги толерантности для подростков / под ред. Г. У. Солдатовой. – М. : МГУ, 2003. – 184 с. 13. Коломинский Я. Л. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста. / Я. Л. Коломинский, С. С. Харин // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 21 – 30. 14. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 46-54. 15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. 16. Мацковский М. С. Толерантность как обьект социологического исследования // Межкультурный диалог : исследования и практика / под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. – М. : Центр СМИ МГУ, 2004. – С. 141 – 155. 17. Риэрдон Б. Э. Толерантность – путь к миру / Б. Э. Риэрдон. – М. : Бонфи, 2001. – 289 с. 18. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие - Ярославль. 2003. – 192 с. 19. Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учеб. пос. для студентов пед. вузов / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. – М. : Academa, 2000. – 216 с. 20. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 84 с 21. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 239 с. 22. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы – СПб.: КАРО, 2006. – 128 с. 23. Шалин В. В. Образование и формирование культуры толерантности / В. В. Шалин // История. Первое сентября. – 2002. – № 11. – С. 8 – 10. 24. Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1989. – № 2. – С. 39 – 40. 25. Baruth L. Manning Multicultural Education / L. Baruth. – Needham, 1992. – 173 p. 26. Grant C. A. Multicultural teacher education Renewing the discussion: A response to Martin Haberman / C. Grant // Journal of Teacher Education. – 1983. – Vol. 34. – № 2. – P. 29–32. 27. Smith B. O. Teachers for the Real World / B. O. Smith, S. B. Cohen, A. A. Pearl. – Washington, D.C. : American Association of Colleges for Teacher education, 1969. – 15 p. 28. Sue D. Multicultural Counseling Competencies and Standards: A Call to the Profession / D. Sue // Journal of Counseling and Development. – 1992. – № 70 (2). – P. 477–486.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image