заключении проведенного исследования в качестве выводов необходимо отметить следующее.
В настоящее время прокуратура практически единственный институт из учрежденных Петром I, который сохранился и продолжает активно действовать в числе важнейших государственных учреждений. Образование прокуратуры России связано с усложнением государственного устройства, с разветвлением централизованной системы управления, увеличением самой территории государства, с увеличением численности государственного аппарата и выделением его в централизованную систему управления.
Прокуратура как государственный инструмент была создана Петром I именно как орган защиты интересов государства и его жителей. Способом ее правозащитной деятельности стал надзор за соответствием законов.
Систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Существование и деятельность прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного государственного органа реальны, если, как это определено в ст. 129 Конституции РФ, все ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять государственный надзор за исполнением законов независимо от других государственных органов и должностных лиц.
К числу основных признаков характеризующих прокуратуру как самостоятельную подсистему государственной власти можно отнести:
1. Прокуратура создана и функционирует в соответствии с конституционными нормами и действующим федеральным законодательством;
2. Цель и задачи создания и деятельности прокуратуры общественно (государственно) необходимы;
3. Конкретные властные функции (виды деятельности) и полномочия прокурора как органа государственной власти регламентированы законодательством;
4. Наличие законодательно установленных полномочий, условий и порядка осуществления прокуратурой своих функций.
Исходя из этих признаков уже можно сделать вывод что, прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционно-правовым статусом независимого государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия, прежде всего надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и позиционировать прокуратуру Российской Федерации как одну из подсистем государственной власти Российской Федерации.
Понятие «защита прав человека» несколько шире по своему содержанию, оно охватывает различные формы активности государственных и общественных институтов по выявлению, предотвращению нарушений прав человека, а так же по восстановлению нарушенных прав.
В наибольшей степени точно характеризует функцию органов прокуратуры именно понятие «защита прав человека», которое синонимично выражению «правозащитная деятельность».
Механизм правозащитной деятельности прокуратуры это динамическая система взаимосвязанных факторов, образующих завершенный цикл прокурорской деятельности по защите конституционных прав, свобод и законных интересов человека. Как уже говорилось, основными элементами этого механизма выступают субъекты, объекты, основания, угрозы, правовые средства и социальные результаты защиты конституционных прав и свобод.
Реализация правозащитной функции основана на государственно властных полномочиях прокуратуры. Законодательство, возложив на органы прокураты «обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина на основе законности и верховенства закона, предоставляет органам прокуратуры, прокурорского надзора соответствующие полномочия для осуществления этих задач и функций.
На данном этапе развития государства необходима легитимная и независимая прокуратура, которая может обеспечить законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан Российской Федерации. А именно хорошую охрану интересов государства, общества, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. Прокуратура является правовым инструментом государства по обеспечению функций гаранта незыблемости Конституции, соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Реализуя свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами, прокуратура правовыми методами обеспечивает контроль государства за деятельностью всех ветвей власти.
Направления совершенствования законодательства о прокуратуре должны быть следующими:
1) повышение статуса прокуратуры как централизованного, правозащитного органа, повышающих статус прокурорских работников;
2) наделение прокуроров дополнительными правами необходимым им для выполнения своих функций;
3) повышение обязанности исполнять закон, требования прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
4) более обстоятельная детализация надзорных и иных действий прокуроров;
5) усиление зашиты прокурорских работников от нежелательного воздействие, и посягательств заинтересованных лиц;
6) обеспечение более тесных взаимосвязей прокуратуры с судебной властью.
Если законодательно усовершенствовать выше перечисленные пункты, то роль прокуратуры по защите прав и свобод граждан возрастет.
Совершенствование функционального назначения прокуратуры должно происходить в направлении расширения её правозащитного потенциала, воплощённого в функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, и одновременно в отказе от всеобъемлющего контроля за другими сферами общественных отношений, который возлагает на прокуратуру функция надзора за соблюдением и применением законов.
Такой подход позволит, с одной стороны, привести функции отечественной прокуратуры в соответствие с международными стандартами, а с другой − сохранить важную роль прокуратуры, которую она в нашей стране традиционно играет вне сферы уголовного судопроизводства, а также устойчивую систему органов и имеющиеся кадры органов и тому подобное.