Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты бидермайера в русской живописи XIX века……………………………....4
1.1 Сущность и определение бидермайера………………………………..4
1.2 История возникновения бидермайера в русской живописи XIX века……………….…..….7
Заключение……………………………………………………….…….…14
Список использованных источников…………………………….……...15
Читать дальше
Бидермайер – вымышленный персонаж, который был выдуман баварскими поэтами Л. Айхродтом и А. Кусмаулем на рубеже 1840х-1850х годов в виде насмешки над консервативным немецким бюргерством, которому, по мнению поэтов, нет места в актуальной и современной активной действительности (с середины XIX в. Общественное сознание Германии было настроено на решительные перемены).
Следует также подчеркнуть, что собственный образ скромного, далекого от политики бюргера Готлиба Бидермайера, как и его прообраз – фактически существовавший школьный учитель Самуэль Заутер, - не включал в себя отрицательных и негативных характеристик, однако он принимался в насмешливом ключе исключительно в контексте революционно-преобразовательных течений. В последующих этапах в семантике слова «бюргер» основательно установилась эта двойственность: наименование социального слоя и вместе с тем синоним «обывателя», «лицемера».
Как стиль, который помогает систематизировать под эгидой общих тематических, типологических и формообразующих признаков прежде разрозненные явления искусства, бидермайер в большинстве случаев углубляет, обогащает и освежает наши представления о, казалось бы, хорошо знакомых нам художественных предметах.
Однако искусство бидермайера имеет способность завлечь и вызвать интерес не только у искусствоведов – к нему постоянно возвращаются любители и ценители прекрасного, оно до сих пор существует в мебели и – шире – в декоративно - прикладном искусстве, зачастую являет себя в живописи современных художников.
Следует отметить, что популярность бидермайера должна только увеличиваться: в век глобализации, компьютеризации, торжества технологий и виртуальных ценностей бидермайер, с его теплотой, обращенностью к определенному, существующему человеку, с его бесхитростными, домашними образами, - признаётся «островком» чего-то реального, нерушимого, сокровенного.
Главная черта бидермейера — идеализм. Именно поэтому в живописи в большей степени проявляются бытовые сценки, а в иных жанрах картины включают в себя камерный характер.
Живопись старается найти характеристики идиллической привлекательности в мире маленького человека. Данная тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
В начале XX века бидермейер принимали с негативной стороны. Его принимали как «неуместный, мещанский» стиль. Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.
Читать дальше
1. Сидорова, Т.В. Бидермайер и русская живопись XIX века [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.04) / Сидорова Татьяна Витальевна; Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. – Москва, 2011. – 32 с.
2. Сидорова-Слюсаренко Татьяна Витальевна «Русский бидермайер»: история и предрассудки. На примере живописи первой половины XIX века [Текст] // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2012. - № 2. С. 67–80.
3. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон-Винер. - М.: Ленанд, 2015. - 224 c.
Читать дальше