Введение 3
Глава 1. Формирование представлений о слове у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1. Процесс усовершенствования использования глагольной лексики детьми с общим недоразвитием речи 5
1.2. Определение путей эффективного овладения глаголами 5
Глава 2. Исследование особенностей использования глагольной лексики детьми дошкольного возраста с ОНР 8
Заключение 14
Список литературы 16
Читать дальше
Таким образом, на основе проведенного контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. После проведенного учебного эксперимента у детей с общим недоразвитием речи значительно увеличился объем как пассивного, так и активного глагольного словаря.
2. В результате коррекционного обучения у детей состоялись значительные изменения в формировании представлений о глагол в качественном отношении: существенно уменьшилось количество ошибок, связанных с неадекватным употреблением слов, чаще отмечалось неточное, но при этом вполне адекватное использование глаголов.
3. Существенно сократилось количество грамматических ошибок.
4. Предложенная программа формирования представлений о глаголе способствовала значительному развитию связной речи (увеличению объема рассказов дошкольников, более точным и развернутым высказыванием, увеличению количества сложных предложений в рассказах детей).
Подводя итог вышесказанному, отметим, что нами выявлено недостаточный уровень сформированности представлений о глагол у детей с ОНР.
Это обусловило необходимость организации специального обучения.
В процессе обследования выявлены определенные специфические особенности представлений о глаголе в данной категории детей, которые выражались в меньшем объеме активного словаря, трудности в понимании и употреблении слов, сходных по лексико-грамматическим признакам, ограниченности и однообразия употребление некоторых частей речи.
Проведенное исследование позволило сделать и экспериментально проверить поэтапную методику логопедической работы по формированию представлений о глагол у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учетом выявленных нарушений, их психологических механизмов и закономерностей становления речевой деятельности в процессе нормального онтогенеза.
Читать дальше
1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г Арушанова − М. : Владос, 2005. − 296 с.
2. Белякова А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью: Калуга, 2003.- 25 с.
3. Ветчикина P.P. Педагогическая стратегия личностного развития дошкольников: Моногр. - Благовещенск: Изд- во БГПУ, 2002. - 209 с.
4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова. O.A. Карабанова и др. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 416 с.
5. Грибова O.E. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.- № 2.- С. 12 - 18.
6. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2010. – 700 с.
7. Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию / А. А. Зализняк – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 760 с.
8. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекти / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с., ил.
9. Елисеева М.Б. Нормальные ошибки в речи детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1. – С. 3-8.
10. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразитием речи // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 50-51.
11. Соботович Є.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования. – К.: ИЗМН, 1997. – 44 с.
Читать дальше