Введение...................................................................................................................3
1 Понятие умственной отсталости………….……………………….5
2 Подходы к классификации умственной отсталости………………6
3 Диагностические критерии для построения прогноза для умственно отсталого лица……………………………………………………….8
4 Особенности построения процесса обучения для детей с умственной отсталостью………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..…….12
Список литературы……........................................................................................13
Читать дальше
Декларируемая в современных условиях развития общества «нормализация» жизнедеятельности лиц, которые имеют ту или иную степень умственной отсталости, требует подготовки как самого социума, так и выстраивания соответствующей эффективной системы сопровождения лиц, имеющих особенности в развитии.
И сегодня различными авторами в силу целого ряда причин употребляются разные термины для обозначения феномена задержанного, неполного психического развития. В своей работе мы использовали определение, которое в нашей стране является признанным в научном сообществе. Согласно данному определению, умственная отсталость – это состояние неполного или задержанного развития психики, в первую очередь, характеризующееся нарушением способностей (речевых, социальных, когнитивных, моторных), которые проявляются в период созревания и которые обеспечивают общий уровень интеллектуальности. Терминологическая путаница обусловливает существование разных подходов к выделению форм, степеней умственной отсталости. Большинство специалистов используют классификацию умственной отсталости, согласно которой выделяется четыре степени: первая (дебильность), вторая и третья (имбецильность), четвертая (идиотия). Лицам, которым установлена первая, легкая степень умственной отсталости, показано образование в специальных коррекционных детских садах, школах по обучающим программам, составленным в соответствии с ограниченными возможностями обучающихся там лиц. Лица, которые имеют вторую, третью степень, относятся к инвалидам детства, и, со стороны государства, обеспечиваются полным пансионом.
На настоящий момент ведущим направлением работы по данной проблеме является достижение всеобщего понимания специфики умственной отсталости, особенностей и перспектив их социализации в обществе.
Читать дальше
1. Бардышевская, М. К. Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского // Педиатр. - 2015. - №4. – С. 85-89.
2. Всемирная организация здравоохранения. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders. Diagnostic criteria for research. – Женева, 2013. - С. 172-173.
3. Исаев Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учеб. пособие для студ. мед. и пед. вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - СПб.: КАРО, 2017. - 176 с.
4. Лебедева, О. В. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Лебедева, С. Н. Сорокоумова // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 21-26.
5. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова, Л. В. Соловьева; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 447 с.
6. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста.- СПб.: Наука и Техника, 2013.- С. 217-289.
7. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.: Просвещение, 1959. - 486 с.
8. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Ткачева В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П. - М.: Инфра- М, 2017. - 191 с.
9. Шипицына, Л. М. Специальная психология : учеб. для академ. бакалавриата / Л. М. Шипицына. – М: Юрайт, 2016. – 287 с.
10. Сорокин, В. М. Специальная психология / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.
11. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965. Т. 3. - 336 с.
Читать дальше