В работе рассмотрены направления совершенствования системы управления занятостью населения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучина характеристика основных элементов рынка труда;
- охарактеризованы особенности механизмов функционирования рынка труда;
- проанализирована специфика факторов формирования рынка труда Тверской области;
- рассмотрены проблемы и пути развития рынка труда Тверской области.
В статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 27.12.2009) подчеркивается, что занятость - как деятельность граждан, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и приносит, заработок, трудовой доход.
В современном мире, в эпоху глобального экономического кризиса, особенно остро стоит проблема занятости населения. Не случайно безработица и неполная занятость занимают вторую строчку в ТОП-10 глобальных рисков.
Политика занятости — совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы, достижение и поддержание полной, продуктивной и эффективной занятости. Чем больше в стране занято людей общественно-полезной и эффективной работой, тем весомее создаваемый валовой внутренний продукт и тем больше появляется ресурсов у государства для решения социальных проблем, повышения жизненного уровня населения. Наличие в стране высокой и возрастающей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что сужает возможности государства решать социальные задачи, ставит в очень трудное положение членов общества, не имеющих источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными социальными программами.
Основные направления по совершенствованию системы управления занятостью в Тверской области:
1. Переобучение безработных граждан.
2. Переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
3. Создание рабочих мест для инвалидов.
4. Создание рабочих мест для молодежи.
5. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.
6. Временное трудоустройство.
В результате реализации подпрограммы ожидается:
- увеличение уровня трудоустроенных на постоянные и временные рабочие места граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, до 74,5% к 2020 году;
- обеспечение повышения конкурентоспособности на рынке труда не менее 20,0% безработных граждан;
- увеличение удельного веса женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в общей численности женщин данной категории, обратившихся в службу занятости населения, до 98,5% к 2020 году;
- обеспечение доли безработных граждан и членов их семей, переехавших и переселившихся для трудоустройства в другую местность, на уровне 0,4%;
- создание и сохранение ежегодно до 0,1 - 0,8 тыс. рабочих мест для трудоустройства ищущих работу и безработных граждан;
- увеличение удельного веса трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 65,7% к 2020 году;
- трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места не менее 193 инвалидов в 2015 году;
- обеспечение доли трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте на уровне 0,7% в 2017 году.
Необходимо принимать дальнейшие меры для популяризации технических специальностей, а также рабочих профессий. Для этого стоит заняться дополнительным развитием средне – специальных учебных заведений, выделять на их развитие больше денежных средств. Еще стоит обратить внимание на помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений, сделать начальную заработную плату этих категорий сотрудников конкурентоспособной. Также необходимо организовать возможность бесплатной переквалификации работников не только в новых отраслях производства, но и в уже развитых и налаженных, т. к. они тоже не стоят на месте. Стоит пересмотреть размер пособия по безработице, чтобы люди, даже находясь в поиске работы, могли обеспечить себя и спокойно заниматься поисками рабочего места. Реализация мероприятий по содействию занятости населения, регулированию трудовой миграции и совершенствованию охраны труда будет способствовать сохранению стабильной ситуации в сфере занятости в Тверской области.