Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Традиция и новаторство как важнейшие закономерности литературного процесса. Значение религиозно – философского мотивного комплекса в формировании идейного содержания художественной литературы……………………………………………………………………….6 1.1. Понятия традиции и новаторства в художественной литературе…….6 1.2. Типология художественного изображения религиозно – философских мотивов в русской литературе (От Древней Руси до начала XX века)..........................................................................................................20 Глава 2. Специфика реализации художественных традиций и новаторских исканий в области религиозно-философских мотивов в произведениях Б. Л. Пастернака и И. А. Бродского…………………………………………………36 2.1. Религиозно-философские мотивы в произведениях Б. Л. Пастернака............................................................................................36 2.2. Религиозно-философские мотивы в произведениях И. А. Бродского…………………………………………………………………44 Заключение……………………………………………………………………...53 Список литературы…………………………………………………………….56

Традиции и новаторство в интерпретации религиозно-философских мотивов в произведениях Б. Л. Пастернака и И. А. Бродского

дипломная работа
Литература
60 страниц
61% уникальность
2018 год
126 просмотров
Халитова В.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Традиция и новаторство как важнейшие закономерности литературного процесса. Значение религиозно – философского мотивного комплекса в формировании идейного содержания художественной литературы……………………………………………………………………….6 1.1. Понятия традиции и новаторства в художественной литературе…….6 1.2. Типология художественного изображения религиозно – философских мотивов в русской литературе (От Древней Руси до начала XX века)..........................................................................................................20 Глава 2. Специфика реализации художественных традиций и новаторских исканий в области религиозно-философских мотивов в произведениях Б. Л. Пастернака и И. А. Бродского…………………………………………………36 2.1. Религиозно-философские мотивы в произведениях Б. Л. Пастернака............................................................................................36 2.2. Религиозно-философские мотивы в произведениях И. А. Бродского…………………………………………………………………44 Заключение……………………………………………………………………...53 Список литературы…………………………………………………………….56
Читать дальше
Принято считать, что литераторы, творившие в советское время, не были связаны с религиозной тематикой и проблематикой, поскольку официальной коммунистической идеологией был признан материализм, априори, лишающий литературное творчество высокой духовности. Однако рядом с «глашатаями» революции в литературе советского периода находились художники слова, которые не вписывались в официальные рамки, очерчивающие образ советского литератора, поскольку в их творчестве так или иначе отражались религиозные идеи, нравственно-этические христианские принципы и канонизированные события. Мы остановимся на анализе произведений двух поэтов того времени – Б. Л. Пастернака и И. А.


Если вам нужно изготовление презентации для вашей работы, вам могут помочь специалисты Work5.


. Бродского (творивших как в досоветскую, так и в советскую эпохи), которые в любой период своей жизни оставались литераторами религиозного толка. Пастернак относится к новому реализму, а роман «Доктор Живаго» – принципиально новым решением вопроса взаимосвязи личности и макросреды исторического времени, которая стала основополагающей для реалистического художественного сознания ХХ века. Уже тогда в России, конечно, был авангард литературы не менее изощренный, чем Цветаева или любой другой западный авангардист. Уже была в России так называемая заумная поэзия. Но авангардизм и новаторство Иосифа Бродского оказались иного рода. Он прекрасно знал, что для литературного бизнеса он не создан. Он не мог писать для респектабельных граждан, тинейджеров, домохозяек, которые удовлетворяли жажду приключений триллерами и детективами. Он отлично умел писать душещипательные стихотворения о цветах, любви и птичках. Он приписывал примечания папоротнику и восславлял ястреба. Его стихи были истинно трагичны. Основой своих произведений И. Бродский избрал трагический метод изображения действительности и познания. Определение души в дипломной работе дается как единство духовного, сознательного и бессознательного. Духовное рассматривается как единство мировоззренческого, морального и эстетического. Как высшая форма духовности мировоззрение есть единство философии, религии и мифологии. Философия как мировоззрение включает в себя философско-антропологические, социально-философские, натурфилософские убеждения, верования, взгляды, которые образуют систему. В соответствии с этой логикой систематизированы и проанализированы философские убеждения Б. Пастернака и И. Бродского в результате их повторения в стихах, интервью, эссе и т.п. Актуальность работы. Традиции и новаторство в интерпретации религиозно-философских мотивов в произведениях Б. Л. Пастернака и И. А. Бродского – это тот горизонт вопросов, который я буду исследовать в своей дипломной работе. Выбранная мною тема актуальна в современном литературоведении, поскольку претендует на выработку общей формулы этико-эстетического мировоззрения Бориса Пастернака и Иосифа Бродского. Поставленная проблема играет большую роль не только в рамках постижения творчества этих поэтов, но и в аспекте изучения всего литературного процесса XX века. Цель работы – раскрыть религиозно-философские мотивы произведений Пастернака и Бродского, проанализировать особенности развития мировоззрения писателей и его реализации в их произведениях. Необходимо при этом решить ряд задач, чтобы достигнуть поставленной цели: – сформулировать основные аспекты философии поэтов на основе анализа художественных текстов; – выявить отношения философии жизни Б. Пастернака и И. Бродского с социальными идеями эпохи изменения в философской и нравственной оценке революции в связи с развитием христианских взглядов поэтов; – раскрыть содержание идеи бессмертия у И. Бродского и Б. Пастернака и ее развитие синтез философии жизни и христианства; – проанализировать образ воплощения философии в произведениях, то есть рассмотреть отражение миропонимания в художественных стилях и образах писателей. Традиции и новаторство в интерпретации религиозно-философских мотивов в произведениях Б. Л. Пастернака и И. А. Бродского являются предметом исследования. Объектом исследования является творчество Б. Пастернака и И. Бродского. Комплексный подход к объекту исследования дает возможность обозначить путь развития лирического сознания и образов поэтического выражения философии поэтов. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Рассмотрение в ходе исследования аксиологического, гносеологического, онтологического аспектов философско-художественного мировоззрения Бориса Пастернака позволило показать его системный, целостный характер, выявляющийся на всех этапах творчества поэта. Его мировоззрению цельность придает следование особому духовно-интеллектуальному переживанию-познанию, открывающее поэту событие мироздания, личности, истории, природы в перспективе творческого развития. Философия жизни Б. Пастернака – это формула системного единства его творчества, как в образно-текстовой преемственности, так и во внутренней, идейной эволюции. Сила, являющаяся выражением и условием жизненной энергии, ключевое понятие мировоззрения жизненной энергии, поэта, обретает различные ипостаси: сила как тяготение-сцепление образов в тексте, сила как стихийное проявление исторических закономерностей, сила как обоснование всеединства и бессмертия жизни, сила как проявление творческого посыла жизни, сила как условие существования вообще. Для Пастернака героическое – осознанное соучастие в работе времени, бесстрашие перед ним и перед смертью – сочетается с христианской волей к любви, которая дарит ощущение единства с миром. В раннем творчестве примером и образцом воплощения такого героя становится лейтенант Шмидт. Этот образ получил развитие в дальнейшем, открыв целый типологический ряд: Живаго – Гамлет – Христос. Бессмертие априорно, поскольку является имманентной характеристикой жизни. Бессмертие для Пастернака – это утверждение жизни, а не отрицание смерти. «Всеотзывность» мировой культуре является отличительной чертой И. Бродского как личности и поэта. Он вступает в диалог с поэтами, писавшими на разных языках и в разное время: английскими поэтами-метафизиками Джоном Донном, Марвелом, Т. С. Элиотом, поэтами-современниками У. Х. Оденом, Чеславом Милошем, со своими русскими предшественниками – Пушкиным, М. Лермонтовым, Е. Баратынским, Г. Державиным. До сих пор Бродский остается первым и единственным русским поэтом, сумевшим освоить и вжиться в английскую метафизическую традицию. Для воплощения такого рода медитаций в русской поэзии не было средств. В европейской поэзии метафизическая проблематика эпохи барокко, а именно: одиночество человека во вселенной, противостояние человека и Бога, вопрошание самого существования Бога, – имеет, во-первых, много общего с экзистенциализмом, во-вторых, отвечает философским запросам Бродского. Отражением происходящего жизни людей всегда будут культурные явления, возникающие в обществе. Так и Иосиф Бродский явился человеком, который явился символом этого «потерянного поколения». Его поэзия воплощает в себе ту самую эклектичность восприятия окружающего мира. Это объясняется его постоянным обращением к разным литературным традициям и поэтическим стилям в своем творчестве. В своей поэзии он использует различные пласты чужих культур, говорит на разных языках, пытаясь быть понятым. Бродский, также как и остальные люди поколения ХХ века, потерян, и пытается найти опору в жизни. Он также отчужден от общества и одинок, его не менее страшит будущее. Поэзия Бродского становится зеркалом, в котором отражены все страхи, тревоги и надежды «потерянного поколения». Однако его творчество более ценно тем, что он находит выход из этой тьмы. Единственной целью и оправданием человеческой жизни является творчество. Оно – единственный выход для затерявшегося человека. В творчестве человек обретает свободу самореализации. Иосиф Бродский стал не только символом времени, но и привнес многое в русскую культуру и литературу конца ХХ века. Он явился новатором в литературе, и первооткрывателем новой поэтической традиции в поэзии.
Читать дальше
1. Акимов Н. О театре / Н. Акимов. – М.: Искусство, 1962. – 428 с. 2. Андреев Д. Роза мира / Д. Андреев. – М.: Эксмо, 2008. – 672 с. 3. Апресян, Р. Г. Этика. Энциклопедический словарь: справочное издание / Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с. 4. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с. 5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с. 6. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века / Н. А. Бердяев. – Париж: YMCA-Press, 1946. – 258c. Публикуется по изданию: О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. — с. 43–271. 7. Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. – М.: Книга, 1991. – 336 с. 8. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. – Сб. – М.: Республика, 1994. – 102 с. 9. Бернадская, Н. И. Введение в литературоведение: хрестоматия / Н. И. Бернадская. – М., 1995. – 255 с. 10. Библия. Русский синодальный текст. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 1376 с. 11. Бродский, И.А. Книга интервью / И.А.Бродский. – М., 2007. – 324 с. 12. Бродский, И. А. Поклониться тени. Эссе / И. А. Бродский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 314 с. 13. Бродский, И. А. Сочинения. 1-е изд / И. А. Бродский. – СПб., 1992–1995. Т 5. – 336 с. 14. Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы. Новая жизнь / И. А. Бродский, 1988. – с. 148. 15. Бродский, И. А. Стихотворения и поэмы. Речь о пролитом молоке / И. А. Бродский. 1967. – с. 163. 16. Бродский, И. А. Стихотворения и поэмы. Стрельна / И. А. Бродский. 1987. – с. 187. 17. Борев, Ю. Б. Художественный процесс (проблемы теории и методологии) / /. Методология анализа литературного процесса. – М., 1989. – 133 с. 18. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вержбицкая. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с. 19. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М., 1997. – 416 с. 20. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским / С. Волков. – М.: Независимая газета, 2000. – 169 с. 21. Выходцев, П. С. Новаторство. Традиции. Мастерство / П. С. Выходцев. – Л., 1973. – 280 с. 22. Гадамер, Х. Г. Актуальность прекрасного / Х. Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – с. 266-323. 23. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. – М.: Просвещение, 1994. – 238 с. 24. Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе / Л. Гинзбург. – СПб.: Искусство, 2002. – 770 с. 25. Горелик, Л. Л. Ранняя проза Пастернака: миф о творении / Л. Л. Горелик. – Смоленск, 2000. – с. 31-32. 26. Горелик, Л. Л. Эволюция темы творчества в лирике Пастернака. // Известия Рос. АН. Серия лит. и яз. – 1998. Т. 57. № 4. 27. Гордин Я. Жизнь на воздушном потоке // Бродский Иосиф. Разговор с небожителем. М., 2007. 28. Грифцов, Б. А. Психология писателя / Б. А. Грифцов. – М.: Художественная литература, 1988. – 464 с. 29. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – СПб, 1871. – 560 с. 30. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М., 1986. – 248 с. 31. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 544 с. 32. Карамзин, Н. М. О богатстве и выразительности русского языка // Русские писатели о языке. Л., 1956. 33.Кожевникова, В. М. Литературный энциклопедический словарь / В. М. Кожевникова, Л. А.Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с. 34. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М.: Вече, 2000, 2003. – 512 с. 35. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы: монография / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 1979. – 376 с. 36. Лихачев, Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Перечитывая заново: Лит. - критич. статьи. – Л., 1989. 37. Лосев Л. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии: научная билграфия / Л. Лосев. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 448 с. 38. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846 с. 39. Лотман, Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста // О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. 40. Мусатов, В. В. Художественные традиции в современной поэзии: учебное пособие / В. В. Мусатов. – Иваново: [Б.И.], 1980. – 88 с. 41. Николаев, А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с. 42. Нокс Дж. Иерархия других в поэзии Бродского // Поэтика Бродского. N.Y., 1986. – с. 166. 43. Нямцу, А. Е. Проблемы традиции и новаторства в мировой литературе / А. Е. Нямцу, В. И. Антофийчук. – Черновцы: Рута, 1998. – 208 с. 44. Озеров Л. О Борисе Пастернаке / Л. Озеров. – М., 1990. – 64 с. 45. Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго / Б. Л. Пастернак. – М.: Книжная палата, 1989. – 704 с. 46. Пастернак, Б. Л. Когда Реликвимини вспоминалось детство / Б. Л. Пастернак 47. Пастернак, Б. Л. Охранная грамота // Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 4. М., 1991. 48. Пастернак, Б. Л. Полн. собр. соч.: В 11 т. / Б. Л. Пастернак. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. – Т. VII: Письма, 1905-1926. – 824 с. 49. Пастернак, Б. Л. Стихи / Б. Л. Пастернак. – М.: Художественная литература, 1967. – 367 с. 50. Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак. Биография / Е. Б. Пастернак. – М.: Цитадель, 1997. – 728 с. 51. Пастернак Е. Жизнь художника: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака // Литература в школе. – 1989. – №6. – с. 3-19. 52. Пастернак, Л. О. Записи разных лет / Л. О. Пастернак. – 1975. – 288с. 53. Подробнее об особенностях перевода см.: A Feast in the city of the plague; translated by Alexander Werth // Slavonic review. Vol. 6, No. 16, Jun., 1927. 54. Поливанов, К. М. Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения [Текст] / К. М. Поливанов ; Гос. ун-т – Высшая шко¬ла экономики. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 269 с. 55. Полухина, В. П. Иосиф Бродский. Слова, пожирающие вещи / В. П. Полухина. – глава 3. 56. Ранчин, А. М. На пиру Мнемозины: Интертексты Иосифа Бродского / А. М. Ранчин, 2001. – 81 с. 57. Ревзина, О. Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей / Отв. ред. В. П. Григорьев. М., 1995. с. 356–362. 58. Рябоконь, Н. В. Философия: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Н. В. Рябоконь. – Минск.: МИУ, 2005. – с. 5-18. 59. Сергеева-Клятис, А. Ю. «Рождественские стихи» Иосифа Бродского // Суета, пустота и звезда в стихотворении «24 декабря 1971 года» / А. Ю. Сергеева-Клятис, О. А. Лекманов. Тверь: ТГУ, 2002. – 44 с. 60. Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : очерк историографии / И. В. Силантьев. – Новосибирск, 1999. – 269 с. 61. Симпличо Д. де. Б. Пастернак и живопись // Мир Пастернака. - М.,1989. – с. 5-12. 62. Синявский, А. Д. Что такое социалистический реализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://antology.igrunov.ru / (дата обращения 13.04.2018). 63. Соколов, С. В. Философские взгляды И. Бродского. // Ценности и смыслы. М.: Институт эффективных технологий. – №3, 2010. – с. 125-140. 64. Соловьев, В. С. Сочинения в двух томах / В. С. Соловьев. – М., 1989. – Т. 2. 65. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 334 с. 66. Фараджев К. Русская религиозная философия / К. Фараджев. – М.: Весь мир, 2002. – 208 с. – (Весь мир знаний). 67. Фатеева, Н. Л. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Н. Л. Фатеева. – М., 2003. – 400 с. 68. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999. – 397 с. 69. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с. 70. Шестов Лев. Сочинения: В 2-х томах. Т. 2. М.: Наука, 1993. – 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image