Рассматривая исторические аспекты возникновения Евхаристии на основе традиций еврейского благочестия и содержание Евхаристического служения от дня ее установления Иисусом Христом и резюмируя все выше изложенное отмечаем, что самый ранний и подробный рассказ об Евхаристии содержится в первом послании апостола Павла к Коринфянам, который, конечно же, предшествует Евангелиям и был написан в Эфесе в период между 52-55 гг. н.э. Ученые согласны с тем, что формула освящения, используемая Св. Павел в 1-й главе Коринфянам, глава 11, цитирует стенограмму по стилизованной формуле, которая уже используется в апостольской литургии. Счет Святого Павла гласит:
Ибо я получил от Господа то, что и Я дал вам, что Господь Иисус, в ту же ночь, в которой Он был предан, взял хлеб и возблагодарил, сломал и сказал: «Возьми и ешь: это Мое Тело, которое будет доставлено вам: это делать для поминовения Меня.
Подобным же образом чаша, после того, как Он пообедал, сказал: «Эта чаша – это новый завет в Моей Крови: так часто, как вы будете пить, вы совершаете для поминовения Меня». Ибо, как вы будете есть этот Хлеб и пейте Чашу, вы должны показать смерть Господа, пока Он не придет.
Поэтому всякий, кто будет есть этот Хлеб или пьет чашу Господню недостойно, будет виноват в Теле и Крови Господа .
Этот содержание Святого Писания богато доктриной. Оно идентифицирует Евхаристию со Страстью. Новый и постоянный завет или союз заключен между Богом и человеком в Крови Иисуса. Его жертва была мистически ожидаема на Тайной Вечере. Апостолам и их преемникам приказано праздновать Евхаристию в Его памяти, и это воспоминание обладает такой эффективностью, что оно является непрекращающимся провозглашением Его искупительной смерти и делает его фактически присутствующим до того дня, когда Он вернется во всей полноте Его Второго пришествия.
Евхаристия – это памятник Страсти, анамнеза по-гречески, и он празднует Страсть, обновляя его на алтаре. Наконец, великая чистота души должна принять участие в обряде как священном, как приношение и прием Тела и Крови нашего Спасителя.
Объединив рассказ Святого Павла и рассказ о четырех синоптических Евангелиях, есть все основания Евхаристической литургии во всех древних обрядах. Наш Господь взял хлеб, благодарил, благословил, сломал его и дал его Апостолам, чтобы есть; затем Он взял чашу с вином, снова поблагодарил (Лука и Павел не добавили этого второго благодарения), сказал слова Учреждения (или Освящения) над ним и дал его им пить.
Таким образом, у нас есть пять существенных элементов для христианской Евхаристии:
1) Хлеб и вино приносят к алтарю;
2) Благодарный благодарен;
3) Он берет хлеб, благословляет его и говорит слова посвящения;
4) Он делает то же самое над вином;
5) Освященный Хлеб, став теперь Телом Христа, разрушен и передан народу в общении вместе с содержанием Чаши.
Знания о литургии значительно увеличиваются во 2-м веке, и особое внимание уделено свидетельству языческого римлянина младшего Плиния , в то время Губернатор Бифинии (современная Северо-Западная Турция). О годах 111-113 он пишет своему господину, императору Траяну, спросить, как он относится к христианам. Он описывает то, что он узнал о них от христиан, которые отступили от пыток. Обращаясь к своим отступническим информаторам, он с удовлетворением пишет: «Все поклонялись вашему образу и статуям богов и прокляли Христа». Затем он рассказывает, что отступники раскрыли о христианском поклонении: Они утверждают, что это вся их ошибка или ошибка, что они привыкли в определенный день (stato die) встретиться вместе до рассвета (ante lucem) и петь гимн поочередно (secum invicem) Христу как богу , и что они привязали себя клятвой (sacramento), чтобы не совершать никаких преступлений, но только не совершать кражи, грабежа и прелюбодеяния, не нарушать их слова и не отказываться от сдачи депозита. Когда они это сделали, это был их обычай уходить, но снова встретиться, чтобы поесть пищи обычный и безвредную пищу, однако. Они говорят, что они (ветераны-отступники) прекратили делать; это после моего указ, который запрещал частные собрания (hetaerias), как вы командовали.
Есть, по словам Плиния, две встречи, в начале одного, в котором они поют свой гимн, а потом один, когда они едят пищи Агапе или причастие. Клятва, чтобы не ошибиться, вероятно, путаница ума Плиния. Он считал бы само собой разумеющимся, что эти секретные собрания должны включать какую-то присягу заговорщика; в то время как единственная обязанность, которую его осведомители могли сказать ему, заключалась в том, чтобы не делать ничего плохого. Письмо Плиния не добавляет большого значения нашим знаниям о ранней литургии, но стоит упомянуть о картине, которую она дает, одно из первых упоминаний христианства язычниками, о встрече христиан перед рассветом и пении их гимна «Христу как Богу».
Ранние христиане собрались для богослужения в доме одного из их числа, которое имело большую столовую, коенакулуму, как выразился Вульгата. Это было потому, что, будучи преследуемым меньшинством, они не могли возводить никакие общественные здания. Знания о деталях литургии возрастают от самых ранних отцов и с каждым последующим столетием. Существует постепенное и естественное развитие. Молитвы и формулы, а в конечном итоге и церемониальные действия, развиваются в определенные формы. Существуют различные варианты вспомогательных частей, и большая настойчивость в отношении некоторых элементов в разных местах будут производить различные литургии, но все они вернутся в конечном итоге к библейской схеме.
Только в XIV веке под влиянием схоластического учения о на Западе поднимается вопрос о моменте пресуществления Даров и о связи Божественного акта с произнесением определенных слов. В этом случае по мнению. Д.Н. Успенского забыт был исторический путь развития анафоры и богословия отцов Церкви, разнообразно выраженному в различных изречениях, этому была противопоставлена единая формула освящения, исключающая все другие виды молитв об этом. Флорентийский Собор 1439 года по настоянию папы Евгения IV в декрете «Exultate Deo» о Евхаристии изрек: «Форму этого таинства составляют слова Спасителя, чрез которые Он совершил это таинство. А священнослужитель, говоря от Лица Христа, совершает это Таинство. Ибо в силу самих слов вещество хлеба превращается в Тело Христово и вещество вина – в Кровь Христову, однако так, что весь Христос содержится под видом хлеба и весь – под видом вина».
Основными анафорами выделяются три основных типа структурной организации текста: Aлександрийско-римский, Западно-сирийский и Восточно-сирийский. Именно они обусловили основные ветви дальнейшего развития евхаристических молитв. К Aлександрийско-римскому типу относятся некоторые Анафоры, используемые в Коптской и Эфиопской Церквах, а также Римский Канон, который на протяжении многих веков вплоть до последних десятилетий оставался единственной евхаристической молитвой в латинском обряде Католической Церкви.
Западно-сирийский тип представлен литургией апостола Иакова, прежде широко распространенной на Востоке, а позже сохранявшейся у сирийцев-яковитов, а также в нескольких православных монастырях в Иерусалиме и на греческом острове Закинфе. Дальней ветвью этого типа являются многочисленные Анафоры мозарабской Литургии, сохранившейся в Испании.
К восточно-сирийскому типу относятся Анафоры Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.
Порядок частей в различных анафорах может быть разным. В литургиях западно-сирийского, византийского и армянского обрядов тип анафоры - PSAEJ, где P-префация, S-санктус, A-анамнесис, E-эпиклеза, J-интерцессия. Александрийские (коптские) анафоры имеют тип PJSAE. Восточно-сирийский (халдейский) обряд — тип PSAJE. Структура традиционной римской анафоры описывается формулой PSEJAJ, то есть содержит две интерцессии. Некоторые исследователи подчёркивают, что в римской анафоре есть и второй эпиклесис, причастный, с его учётом формула должна выглядеть PSEJAEJ.
Наиболее распространенными формами Божественной литургии являются Литургия святого Иоанна Златоуста и немного более поздняя Литургия святого Василия . Первый отмечается в большинстве воскресных и праздничных дней в течение года, в то время как последний отмечается в шесть воскресений Великого поста (если только Благовещение не должно нападать на одного из них), а также на Страстной неделе , в Великий четверг и Великий и В субботу, в общей сложности, десять раз в течение года. Большинство различий между двумя литургиями – это молитвы, сказанные Священником за иконостасом, которые исторически неразборчивы для собрания, но все чаще в некоторых приходах слышатся. Третья литургия, Литургия Преждеосвященных Даров, отмечается в будние дни в Великом Постом, когда празднование Божественной литургии запрещено, из-за ее праздничного характера. Преосвященная литургия, документально подтвержденная Григорием Диалогом, и исторически приписываемая ему, но, согласно недавней учености, очень возможно возникшая с восточным православным патриархом Северным Антиохием , отмечается ранним вечером и имеет приём сдержанного таинства, освященный на предыдущей Божественной литургии.
Существуют менее известные литургии, такие как древняя литургия святого Иакова и литургия святого Марка. Говорят, что Божественные литургии святого Василия и Иоанна Златоуста происходят от прежнего, что было древним обрядом Иерусалима, см. Св. Иакова справедливого, с влиянием древней Анафоры Двенадцати Апостолов, исторически используемой в Антиохии, тогда как последний – древний обряд Александрии, вид апостола Марка. Первое все чаще отмечается 23 октября, Праздник святого Иакова (а также остается основой для литургии Сирийской православной церкви, в то время как последний в последние годы отмечался в некоторых семинариях на Празднике Св. Марка; вариант его имени для Кирилла Александрийского иногда используется, главным образом, в Великом Постом, в Коптской православной церкви. Недавно митрополит Серафим (Mentzelopoulos) Пирея отпраздновал Божественную литургию в соответствии с реконструкцией, основанной на Евхологии Серапиона Тмуиса, литургии Александрийского обряда, подобной той, что была у св. Марка; это, возможно, было первым празднованием этой древней православной литургии более чем за тысячу лет.
В Антиохийском Западном обряде Викарате используются две литургии, литургия святого Григория Великого , полученная из римско-католической триентской мессы и литургия святителя Тихона в Москве, основанная на высокой церковной англиканской литургии; в обоих случаях литургии были исправлены, чтобы отразить православное богословие. Приходы Западного обряда в РПЦЗ в первую очередь празднуют Сарумский обряд, древнее использование собора Солсбери до Великого раскола.
Таким образом, все это дает возможность христианскому миру восславить и принять веру Христову причащаясь и соединяясь свои духовным храмом с Иисусом Христом искупившему нас.