Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы задержки психического развития у детей 4
1.1. Психическое развитие ребёнка 4
1.2. Задержка психического развития. Определение, причины, классификация 7
1.3. Задержка психического развития в дошкольном возрасте 8
1.4. Задержка психического развития в школьном возрасте 9
1.5. Оценка психического развития ребёнка 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Читать дальше
Одной из основных причин сложности обучения и воспитания ребёнка является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Проанализировав теоретические исследования по проблеме задержки психического развития у детей, можно сделать следующие выводы:
1. Исследование особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные тенденции развития, к которым относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательной деятельности, недостаточная сформированность готовности к усвоению знаний и предметных понятий.
2. Ограниченность социально-личностных и учебных возможностей указывают на то, что дети с ЗПР нуждаются в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.
3. Решение сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии невозможно без глубокой работы с родителями. До родителей необходимо донести информацию об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии.
4. Диагностика задержки психического развития должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. Дифференциальная диагностика наиболее успешна, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб. Обследование лучше строить в форме обучающего эксперимента. В процессе психолого-педагогического изучения рекомендуется применять задания в наглядно-действенном плане, что значительно повышает качество их выполнения. Для более объективной оценки уровня развития мышления необходимо сопоставлять результаты работы ребенка в заданиях со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом.
5. Конечным итогом комплексной психологической диагностики является постановка психологического диагноза, который не только описывает актуальное состояние ребёнка и относит его к определённому типу условно нормативного или отклоняющегося развития, но и обеспечивает надёжный прогноз его дальнейшего развития и обучения. А это даёт специалистам, в первую очередь, психологу, возможность разработать программы наиболее эффективной коррекционной работы. Кроме того, подобная углубленная психологическая диагностика способствует определению наиболее эффективного образовательного маршрута как одного из направлений психологического сопровождения ребёнка.
Читать дальше
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Московский университет, 1985. – 165 с.
3. Лубовский В.И. Специальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2011. – 460 с.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
Читать дальше