Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1.Характерные черты культуры и их отражение в балете 1.1.Понятие «национальная черта в культуре»…………………………..8 1.2. Советский балет конца начала ХХ века (1917-1930гг.) национальные особенности……………………………………………………..12 Глава 2. Трансформация балетного искусства в СССР 2.1. Балет и новая идеология……………………………………………..16 2.2. Отдельные элементы балета в условиях новой идеологической парадигмы 2.2.1.Танец………………………………………………………………....20 2.2.2. Исполнительское искусство…………………………………….…22 2.2.3. Репертуар……………………………………………………………24 Глава 3. Советские балеты и их роль в развитии хореографического искусства 3.1. Ведущие мастера советского балета начала XX века…………….27 3.2. Основоположник советской балетной педагогики Агриппина Яковлевна Ваганова…………………………………………………………….30 Заключение……………………………………………………………….34 Список литературы………………………………………………………36

Художники советского балета 1917-1930 годов

курсовая работа
Искусство
30 страниц
75% уникальность
2018 год
59 просмотров
Алексеева Н.
Эксперт по предмету «Искусствоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1.Характерные черты культуры и их отражение в балете 1.1.Понятие «национальная черта в культуре»…………………………..8 1.2. Советский балет конца начала ХХ века (1917-1930гг.) национальные особенности……………………………………………………..12 Глава 2. Трансформация балетного искусства в СССР 2.1. Балет и новая идеология……………………………………………..16 2.2. Отдельные элементы балета в условиях новой идеологической парадигмы 2.2.1.Танец………………………………………………………………....20 2.2.2. Исполнительское искусство…………………………………….…22 2.2.3. Репертуар……………………………………………………………24 Глава 3. Советские балеты и их роль в развитии хореографического искусства 3.1. Ведущие мастера советского балета начала XX века…………….27 3.2. Основоположник советской балетной педагогики Агриппина Яковлевна Ваганова…………………………………………………………….30 Заключение……………………………………………………………….34 Список литературы………………………………………………………36
Читать дальше
Актуальность. Балет является уникальным явлением в мире искусства и культуры, поскольку за счет своей синтетичности включает в себя множество видов искусств, таких как музыка, танец, изобразительное искусство, костюм и литература. Будучи сравнительно молодым, балет быстро заработал статус элитарного искусства и распространился по всему миру и теперь пользуется большой популярностью. Абсолютно самобытное, впитывающее и воплощающее в себе национальные особенности каждой культуры, балет вместе с тем не требует перевода на другие языки и является понятным для всех людей.


Вы хотите купить курсовую работу по бизнес-планированию? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


. Основываясь на выразительных, одухотворенных движениях человека, обобщая их в специфическом танцевальном преломлении, балет способен подниматься до воплощения больших идей и образов, отражать события, не требующее перевода и объяснений. Будучи тесно связанным со всеми процессами, которые происходят в стране, будь то изменения социокультурные или политические, балетное искусство реагирует на них, и, благодаря своей синтетичности, отражает их наиболее полно. Особый интерес представляет собой русский балет на рубеже XIX–XXвеков, поскольку ему удалось застать время кардинальной смены парадигмы и всего уклада жизни. [3,c.42] Это ставит вопрос о том, как, после таких изменений, существуя в условиях, где практически все сферы жизни, в том числе и культурная, должны соответствовать новой заданной идеологии, балет сохранил национальные черты, которые появились еще в императорской России? Каким образом русский балет, который окончательно оформился к концу XIX века, смог остаться тем самым русским балетом, сохранил ли он специфические, свойственные только ему черты или же балету пришлось трансформироваться и подстроиться под новые социокультурные условия? Можно заметить, что в последнее время государство проводит политику внутри страны, которая направлена на актуализацию ценностей и традиций прошлого, на подъем чувства патриотизма. Все это стимулирует интерес к национальной культуре и искусству и, в частности, к русскому балету. Появляются предложения вводить историю балета в школьную программу в рамках урока истории, а также создавать спецкурсы по данной теме. Синтетичность данного вида искусства позволяет наиболее полно и точно отследить изменения культуры и дать подробную характеристику тех или иных культурных процессов в разное время. Зародившись и развиваясь в дореволюционной России, национальная школа балета сформировалась на основе специфических и устойчивых элементов культуры, и даже после смены парадигмы и значительных изменений, которые принес с собой новый строй, балету удалось сохранить свои характерные особенности и черты[5,c.67]. Соответственно, проблема данного исследования: искусство как воплощение специфики национальной культуры в условиях смены идеологической парадигмы. В первой главе исследования доминирует тема русской культуры и ее национальных особенностей. Здесь особое место занимают следующие работы: труд Н.А. Бердяева «Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России», В.М. Соловьев «Русская культура с древнейших времен до наших дней», «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, «Русская культура» Д.С.Лихачева, а также учебные пособия, посвященные истории культуры России, таких авторов, как: И.В. Кондаков, Л.М. Гаврилина, А.П. Моисеева, Т.С. Георгиева и другие. Несколько работ посвящены русской идее, среди авторов: С.В. Перевезенцев, Г.С. Криницкая. Данные работы позволяют разобраться в ментальности русского человека, что помогает понять причину тех или иных социокультурных событий и изменений, в том числе и в искусстве. Отдельное место в исследование занимают источники о культуре и искусстве Советского Союза. Все эти исследования позволяют наиболее полно и разносторонне взглянуть на культуру и ее особенности. Также использовалось учебное пособие, которое отображает культуру России через различные виды искусства, а именно это работа С.А. Вишнякова «Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство». Существует множество различных работ, посвященных балету. В большинстве своем данные работы описывают историю зарождения и становления балетного искусства в России и других странах, так же встречается множество справочников и энциклопедий, содержание которых посвящено балетной терминологии. И лишь немногие описывают не столько историю балета, сколько его культурное значение и становление в связи с социокультурными феноменами. К данным работам можно отнести «В мире Балета» В.В. Ванслова, «Старый и новый балет» А.Я. Левинсона, учебное пособие Ю.А. Бахрушина «История русского балета». «Современный балет» В.Я. Светлова. Среди данных авторов существенно выделяется В.М. Красовская, чьей руке принадлежит порядка 10 работ, посвященных русскому балету в разные эпохи его существования, а также несколько биографий известных деятелей балетного искусства. По причине синтетичности балетного искусства существует необходимость обращаться к более монументальным работам на тему истории различных видов искусств, к примеру музыки, изобразительного искусства, литературы. Это такие труды, как энциклопедический словарь Е.М. Кукиной., справочник об искусстве СССР под редакцией М. Лебедеваи другие. Среди биографий и автобиографий наиболее актуальными в контексте темы исследования оказались: биография Анны Павловой, автором которой является упомянутая выше В. М. Красовская, несколько биографий П.И. Чайковского, авторства М.И. Чайковского, Г.А. Прибегиной. Также полезными оказались работы, посвященные биографии Мариуса Петипа, авторства К.Ф Вальца, Автобиография М.И. Плисецкой и т.д. Все эти сведения являются довольно общими и тема становления балета как именно национального танца и появления в нем самобытных черт, свойственных только для России, в данных произведениях освещена, но этому отведено не очень много внимания. При этом отдельных работ, где бы на основе балета проходил анализ общекультурных национальных черт, формирующих национальные школы, не встречалось. Все эти работы в целом дают обширное представление об искусстве балета, позволяют выделить национальные черты в данном виде искусства. Используя вместе с литературой монументальные работы о русской культуре и русской идее, о которых написано выше, упомянутые литературные источники помогли создать хорошую и прочную базу, позволяющую полно и глубоко исследовать заявленную тему. Новизна исследования заключается в попытке изучения балета не только как вида искусства, но как органичной части русской национальной культуры, воплощающей и демонстрирующей ее специфические устойчивые черты. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что любой вид искусства, даже в условии коренных сломов, способен сохранить и транслировать национальные черты Культуры. Цель исследования: на примере балетного искусства России конца XX в. показать преемственность в развитии отечественной культуры на основе выделения ее специфических национальных черт. Обозначенной цели соответствуют следующие задачи: 1..Дать понятие «национальная черта в культуре» 2. Рассмотреть национальные особенности Советского балета начала ХХ века (1917-1930гг.) 3. Рассмотреть взаимосвязь балета и новой идеологии 4. Осветить отдельные элементы балета в условиях новой идеологической парадигмы 5. Ознакомиться с ведущими мастерами советского балета начала XX века 6. Рассмотреть деятельность основоположника советской балетной педагогики Агриппины Яковлевны Вагановой. Предмет исследования – советская культура XX в. Объектом – советский балет XXв. В процессе исследование использовались следующие методы: - культурно-исторический подход, который позволяет подробно и полно проследить связь культурно-исторических событий с изменениями в искусстве; - историко-типологический метод, который заключается в выявление специфических, типологических черт балета, присущих емув разные исторические периоды (1917-1930гг.); - дескриптивный метод, наиболее полно раскрыть темустановления балета и его дальнейшего развития в условиях новой идеологической парадигмы и зафиксировать характерные черты культуры, проявляющиеся в балетном искусстве. Теоретическая значимость исследования заключается в детальном рассмотрении одного отдельного вида искусства и его трансформации в условиях разных идеологий, что позволяет осветить мало проработанные темы и сделать, возможно, новые выводы о прямой зависимости искусства и социокультурных условий, в которых оно развивается. Структура рабаты. работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что главными фундаментальными основаниями русской культуры можно выделить: бинарные оппозиции, которые пронизывают всю русскую культуру и заключаются в противостоянии консерваторов и либералов, славянофилов и западников, империи и свободы. Все эти оппозиции являются следствием попытки ответить на главный вопрос, волнующий мыслителей XIXвека о том, какой путь должна избрать Россия для своего дальнейшего развития. Данные бинарные оппозиция постоянно прослеживаются и в искусстве, где главными темами являются противопоставления добра и зла, стремление к свободе, бегство от реальности в идеальный мир, мир праздника и одновременно обнажение всех актуальных и социальных проблем и пороков общества. Бинарные оппозиции стали одним из главных факторов, повлиявшим на формирование характерных черт русской культуры. Вторым главным фактором в формировании данных черт стал феномен интеллигенции. Анализ бинарных оппозиций и феномена интеллигенции помог выявить, что есть «национальная черта». В русской культуре удалось выявить следующие характерныечерты: стремление к мессианству, обращение к проблемам глобальным в ущерб проблемам собственным, локальным, поиск своего особого, исключительного места в мире, противоречивость и двойственность, акцент на внутреннем мире человека, выражение которых можно найти в любом виде искусства, в том числе и в балете. Становление классической школы балетного искусства в России происходит в XIX веке, во время «созревания» русской культуры. Особые социокультурные условия повлияли на формирование балетного искусства в России, сделав его особенным и самобытным, наделив особыми национальными чертами. Так, обращение к глобальным и общечеловеческим проблемам легко прослеживается в исполнительском искусстве. Главной балериной, положившей начало данной исполнительской манере, стала Анна Павлова, танец и игра на сцене которой заставляла зрителя концентрироваться не на переживаниях героини, будь то Жизель или Одетта, а обращаться к проблемам, волнующим умы многих мыслителей и философов многие столетия: что есть жизнь, смерть, любовь, противостояние добра и зла. В последствие данная традиция стала исключительной для классическойрусской школы балета, и ее будут развивать и в Советском Союзе такие балерины, как Галина Уланова и Майя Плисецкая. Противоречивость и двойственность, а также обращение к экзистенциальным проблемам человека можно встретить в либретто, поскольку постановки часто отличаются глубокой психологичностью. Противостояния добра и зла, ненависти и любви, а также проблема выбора и жертвы являются доминирующими, что легко прослеживается при анализе репертуара театров. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что при смене идеологической парадигмы, несмотря на резкие коренные изменения, которые затронули все сферы культуры, балет продолжал развиваться на основе своей классической школ. Все этоговорит о преемственности в искусстве и культуре. Так, можно наблюдать преемственность в развитие танца, который благодаря таким мастерам, как А. Ваганова и Ю. Григорович смог получить развитие в новых условиях, базируясь на уже установленных традициях. Таким образом, анализ элементов балета и их трансформации в условиях новый идеологической парадигмы позволяет сделать вывод, что, несмотря на коренной перелом, искусство балета продолжилось свое развитие, основываясь на преемственности, сохраняя и транслируя опыт и традиции предыдущей эпохи. Балет в Советском Союзе сохранил свои национальные черты, несмотря на новую идеологию.
Читать дальше
1.Бахрушин Ю. А. История русского балета [учебное пособие для институтов культуры, театральных, хореографических и культурно-просветительских училищ] / Ю. А. Бахрушин. –М. : Просвещение,1997.-285 с. 2. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. –Л. : Искусство. Ленинградское отделение, 1980,-191 с. 3.Ванслов В. В. В мире балета / В. В. Ванслов. –М. :Анита Пресс, 2010.-296 с. 4. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / М.О. Гершензон [и др.]. –М. : Новости, 1990,-214 с. 5.Григорович Ю.Н. Балет: Энциклопедия / Ю.Н. Григорович. –М. : Советская энциклопедия, 1981,-623 с. 6.Красовская В. М. История русского балета [учебное пособие] / В. М. Красовская. –Спб. : Лань, 2008.-286 с. 7.Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести / В. Красовская. –М. : Аграф, 1999.-574 с. 8.Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы / В. М. Красовская. . –Спб. : Лань, 2009.-655 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image