ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Понятие метода и принципа в психологии………………………………...…4
2. Общенаучные методологические принципы ……………………………..….6
2.1. Принцип системности…………………………………………………...…6
2.2. Принцип активности…………………………………………………...…..8
2.3. Принцип детерминизма…………………………………………….……...9
2.4. Принцип развития………………...………………………………………..9
2.5. Принцип диалектичности ……………………………………………..…11
3. Специальные методологические принципы ……………………………..…12
3.1. Принцип единства личности, сознания и деятельности………………..12
3.2. Принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности.14
3.3. Принцип единства теории, эксперимента и практики……………….…15
3.4. Принцип иерархии………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………….…….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……20
Читать дальше
Итак, методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно - научной методологии.
Развитие гуманитарных наук приводит к росту научного интереса к методическим вопросам. В последние годы в центре внимания теоретиков и практиков-психологов стоят вопросы методического аппарата психологии.
В этом смысле разнообразие подходов к пониманию духовного объясняется разнообразием психологических школ, характером философских позиций, пристрастием психолога - исследователя. Большой вклад в развитие принципов психологии вносят философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно независимые сферы жизни и деятельности людей, которые оказывают влияние на формирование и развитие их психики.
Стоит сказать, что любая современная научная теория, при построении и развитии своих представлений, должна основываться на принципе систематики, так как она является одним из основополагающих принципов современной теории психологии. Однако каждый из вышеперечисленных принципов имеет свои характерные черты и сформировался в процессе длительного развития и понимания.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического, на которые специалисты и учёные опираются и в современном мире, ведь помимо теоретических вопросов, современная научная психология ищет применение и практическим задачам – в сфере медицины, образования, труда и т.д
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001, 221с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – пресс, 2004, 194с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович . – М., 1997. - 352с.
4 Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования /Б.С. Волков. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2006, 301с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926, 440с.
6. Лубовский Д.В. введение в методологические основы психологии / учеб.пособие для вузов /Д.В. Лубовский – 2-е изд. – М.:МПСИ, 2007, 199с.,
7. Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С.145-276.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946., 390с.
9. Рубинштейн С.Л. Предмет, задачи и методы психологии //Психология. М., 1956.201с.
10. Рубинштейн С.Л. Вопросы психологии мышления и принцип детерминизма /./ Вопросы философии. 1957. № 5.С.80-184
11. Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования / Ф.И. Шарков. – М.: Академический проспект, 2006, 265с.
Читать дальше