Введение 3 Глава 1.Теоретические основы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 7 1.1.Наглядно-образное мышление в структуре мышления человека 7 1.2.Особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 12 1.3. Основные направления и условия развития наглядно-образного мышления в ДОО 17 Глава 2.Практическое изучение развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 24 2.1. Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 24 2.2. Анализ опыта организации развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 31 2.3 Комплекс занятий по развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 43 Заключение 46 Список литературы 48 Приложение

Развитие наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
70% уникальность
2019 год
106 просмотров
Мелихова М.
Эксперт по предмету «Управление дошкольным образованием»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Теоретические основы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 7 1.1.Наглядно-образное мышление в структуре мышления человека 7 1.2.Особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 12 1.3. Основные направления и условия развития наглядно-образного мышления в ДОО 17 Глава 2.Практическое изучение развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 24 2.1. Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 24 2.2. Анализ опыта организации развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 31 2.3 Комплекс занятий по развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 43 Заключение 46 Список литературы 48 Приложение
Читать дальше
Актуальность темы продиктована современными условиями, характеризующимися гуманизацией [1, с.14] образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности [11, с.43].


Если вы хотите купить презентацию на заказ , сделать это можно, зайдя на сайт Work5.


. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В дошкольныйпериод у ребенка формируются зачатки мировоззрения и первичная картина мира. Однако познание действительности у воспитанника происходит в наглядно-образной форме, а не в понятийной. Именно усвоение форм образного познания способствует развитию мышления, подводит дошкольника к пониманию объективных законов логики. Наглядно-образное мышления в дошкольном возрасте усложняется и совершенствуется, дошкольник постепенно учится произвольно актуализировать образы, а так же оперировать ими, при этом с возрастом способы и характер оперирования становятся сложнее, увеличивается и само количествообразного преобразованного материала. Данные умения воплощаются в рисунках, в конструировании и в игровой деятельности. Наглядно-образное мышление составляет основу познавательной деятельности детей дошкольного возраста и позволяет выполнять ряд определенных заданий. Трудно найти специалиста в области детской педагогики и психологии, который не касался бы проблемынаглядно-образного мышления дошкольников, не выдвигал бы своей точки зрения, на ее природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме мало, буквально единицы. И это, не смотря на то, что оно широко используется в практических целях [2, с.107]. В своих трудах П.П. Блонскийраскрыл взаимосвязь формирования мышления с общим развитием дошкольника, рассмотрел диалектику динамического перехода и взаимосвязь мышления и воли. Л.С. Выготский, например, выдвигал гипотезу о внутренних умственных процессах, вытекающих из внешней деятельности.П.Я. Гальперин в своих исследованиях рассматривает поэтапное формирование умственных действий, переходящих от внешних действий к внутренним мыслительным процессам по строгой определенной схеме.А.Н. Леонтьев раскрывает развитие психики дошкольника как через внутреннюю, так и через внешнюю деятельность. С.Л. Рубинштейн описывает процесс мышления детей дошкольного возраста как сложнейшую аналитико-синтетическую деятельность. Ж. Ж Пиаже изучал скрытые умственные тенденции, которые придают качественные своеобразия мышлению ребенка [14, с.81]. Развитие наглядно – образного мышления удетей дошкольного возраста зависит от созданных психолого-педагогических условий, которые стимулируют его игровую, практическую и познавательную деятельность.На этапе завершения дошкольного образования, как определено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитанник должен активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместных играх; договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства[9, с.62]. Поиск психолого-педагогических условий, оптимальных для каждого дошкольника, позволил сформулироватьтемуработы: «Развитие наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации». Цель – теоретическое обоснование и практическое подтверждение возможностейобразовательного процесса дошкольной образовательной организации в развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Объект – процесс развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Предмет – педагогические условия эффективностиобразовательного процесса дошкольной образовательной организации в развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Гипотеза – процесс развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет эффективным, если: - учтены особенности,основные направления и условияразвития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста; - составлен комплекс занятий по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста; - при развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста соблюдается принцип систематичности и последовательности. Поставленная цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи: 1. Определить психолого - педагогическую сущность наглядно-образного мышления в структуре мышления человека. 2. Провести анализ особенностей развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. 3. Рассмотреть основные направления и условия развития наглядно-образного мышления в ДОО. 4. Провести диагностику уровня развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. 5. Проанализировать опыт организации развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 6. Составить комплекс занятий по развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта. Практические методы исследования: - наблюдение, беседа, методики, эксперимент. База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 26» г. Истра

Читать дальше
В первой части дипломной работы нами проведён теоретический анализ психолого-педагогической литературы,определено, что наглядно – образное мышление - это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Рассмотрены различияпрактическогои теоретическогомышления. В теоретическом мышлении выделяет образное и понятийное мышление.Впрактическом - наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста совершается с помощью мыслительных операций: сравнения, синтеза и анализа, абстракции, конкретизации и обобщения. Существует три основные формы мышления: суждение, понятие и умозаключение. Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Уже на третьем году жизни у дошкольника начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем, у старших дошкольников, возникают первые понятия, мышление становится все более отвлечённым. Для успешного обучения детей в ДОО большое значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Поэтому проблема развития и совершенствования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста - одна из важнейших в психологической и педагогической практике. Основной путь ее решения заключается, на наш взгляд, в рациональной организации всего образовательно - воспитательного процесса ДОО. Условием возникновения и развития наглядно-образного мышления воспитанника является изменениесодержания и видов деятельности ребёнка. Простое накопление умений и знаний не способно привестик автоматическому развитию наглядно – образного мышления. Развитию мышления детей дошкольного возраста способствуют доступные по возрасту и индивидуальным особенностям виды деятельности. Наиболее эффективным способом развития наглядно-образного мышления, по нашему мнению, является орудийно-предметная деятельность, воплощающаяся в конструктивной и изобразительной деятельности, всевозможных дидактических играх, направленных на развитие мышления. Важно отметить, что грамотное взаимодействие педагогов ДОО и родителей дошкольника в процессе воспитания и обучения ребенка способны обеспечить максимальныйуровень реализации всех имеющихся у дошкольника возможностей, позволят избежать многих отклонений и трудностей в процессе еголичностного и психического развития. Во второй части дипломной работы нами проведена опытно-экспериментальнаяработа с целью выявления возможностей развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО. Анализ результатов опытно-экспериментальнойработы показал положительную динамику развития наглядно-образного мышления дошкольников экспериментальной группы по сравнению с уровнем развития мышления детей контрольной группы. Это позволяет нам сделать вывод о том, что развитие наглядно-образного мышления детей дошкольноговозраста возможно при грамотно организованной и целенаправленной работе. Таким образом, цель исследования - изучить особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста и выявление возможностей его развития - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - при целенаправленной, систематической работе по развитию наглядно-образного мышления уровень мышления детей дошкольного возраста повышается - подтверждена.
Читать дальше
1. Акимова, Т.А. Психология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2016. – 463 с. 2. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. Наглядно – образное мышление дошкольников / А.П. Букин. – М.: П, 2015. – 187 с. 3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе развития наглядно – образного мышления / Н.Ф. Виноградова. – М.: П, 2016. – 371 с. 4. Волосникова, Т.В. Основы воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2017. – № 5.- С. 17-21. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 2016. - 480 с. 6. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика,2017. 162 с. 7. Дерябо, С.Д. Педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.П.Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2015. – 531 с. 8. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2016. – 372 с. 9. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений / Л.И.Егоренков. – М.: АРКТИ, 2015. – 136 с. 10. Зак А.З. Различия в мышлении детей: учебно-методическое пособие [Текст] - М.: Российский открытый университет, 2015. - 128 с. 11. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. - № 5. - С. 30 - 42. 12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. [Текст] / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: П, 2013. - 140 с. 13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: – 8-е изд., стер. / С.А.Козлова – М.: Академия, 2015. – 574 с. 14. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста/ Л.В.Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2017. – № 8. – С. 49-54. 15. Лаврентьева, Н.Г. Воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2018. – 641 с. 16. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2017. – 249 с. 17. Молодова, Л.П. Игровые занятия с детьми дошкольного возраста, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2015.- 835 с. 18. Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд детей дошкольного возраста / А.Ф.Мазурина. – М.: П, 2011. – 379 с. 19. Николаева, С. Н. Создание условий для воспитания детей дошкольного возраста/ С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2015. – 428 с. 20. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2016. –376с. 21. Павлова, Л. Игры как средство воспитания детей дошкольного возраста / Л.Павлова // Дошкольное воспитание, 2015. – № 9. – С. 38 - 42. 22. Панова Е.Н. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста Текст: // Начальная школа. 2012. - № 6. – С. 28 – 39. 23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:Школа-Пресс,2014. – 524 с. 24. Предметно пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации // Сост. Н. В. Нищева. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 136 с. 25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: метод. пособие под ред. Е.А. Стребелевой/ 4-е изд. / -М.: П, 2016. - 251 с. 26. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: метод. .пособие/ Е.О.Смирнова /руководитель проекта / Е.В. Абдулаева, И.А. Рябкова и др// ФГОС дошкольного образования// Москва: «Русское слово», 2016. - 112 с. 27. Саморукова, С.А. Наглядно – образное мышлениедошкольников / С.А.Саморукова. – М., 2018. – 176 с. 28. Серебрякова, Т.А. Воспитание и образование детей дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2013. – 241 с. 29. Федотова, А.М. Воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ / А.М. Федотова. – М.: П, 2013. – 482 с. 30. Документация: «Предметно - развивающая среда ДОУ в рамках ФГОС как условие развития» // uchportal.ru URL: http://www.uchportal.ru/load/167 (дата обращения: 04.03.2019).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Особенности деятельности военного корреспондента на примере репортеров телеканала "Звезда"».
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image