Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей личности сотрудника ОВД………………………………………………………………………….
5
1.1 Понимание направленности личности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….
5
1.2 Психологические требования к личности сотрудника ОВД …….. 9
Глава 2. Эмпирическое исследование направленности личности сотрудника органов внутренних дел…….………………………….…..
14
2.1. Методы и организация эмпирического исследования…………… 14
2.2. Анализ полученных результатов………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы…………………………………… 31
Читать дальше
Проблема личности, ее становления и развития всегда являлась одной из самых острых в психологической науке, начиная с ее зарождения. Продолжает она быть актуальной и в наши дни. Более того, она стала краеугольным камнем на пути построения цивилизованного общества в нашем государстве. Слабость любой конструкции выявляется при испытании ее в экстремальных условиях, то же самое происходит и с личностью человека. Духовный разлад общества, который наблюдается в последние годы, наглядно демонстрирует это. Разрушение идеологической опоры и отсутствие ее замены иными цивилизованными ценностями жизни плохо отразились на духовном и психическом состоянии людей. К числу «жертв» этого относятся люди группы риска, чья деятельность связана с сильнейшими психологическими нагрузками.
В процессе работы над теоретическим исследованием направленности личности, анализируя различные источники информации, можно сделать вывод, что направленность всегда социально обусловлена. Направленность личности формируется на протяжении всей жизни человека в процессе обучения и воспитания. При этом направленность выступает как свойство личности, которое проявляется в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.
Для сотрудников органов внутренних дел в большей степени характерна внутренняя мотивация трудовой деятельности. Они ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость. Значительно меньшее число сотрудников характеризует внешняя положительная мотивация, ну, и достаточно маленькое количество сотрудников характеризуется внешней отрицательной мотивацией.
Согласно, проведенного исследования, большинство сотрудников ОВД направлены на себя. Наименьшее число сотрудников направлены на общение.
Ведущей у большого количества сотрудников ОВД является интерактивная направленность на взаимоотношения. Небольшое количество сотрудников имеют направленность на личные интересы. Самое меньшее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, имеют маргинальную направленность, которая выражается в импульсивных действиях и характеризующей инфантильных личностей.
Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена помог обнаружить достоверные прямые связи между внутренней мотивацией профессиональной деятельности и направленностью на дело. Также между внешней положительной мотиваций профессиональной деятельности и направленностью на личные интересы. Между внешней отрицательной мотивацией трудовой деятельности и направленностью на себя, маргинально направленностью, а также обратные связи между внутренней отрицательной мотивацией трудовой деятельности и направленностью на дело.
Работа имеет практическую значимость. Данные нашего исследования можно использовать для профессионального отбора работников в органы внутренних дел, что позволит предположить успешность данного человека в будущей профессиональной деятельности, психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД, а также наша работа позволяет обозначить поле деятельности для психолога, работающего с данным контингентом.
Читать дальше
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2012.
2. Валеева Н.Ш. Теоретико-методологические основы непрерывного развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел: монография / Н.Ш. Валеева, Э.Т. Хайруллова; науч. ред. Г.Б. Хасанова; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2014. - 100 с.
3. Гайнуллина А.В. Проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД. // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 10. – стр. 348.
4. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности. // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 2. – стр. 130.
5. Дмитриева Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 191 с.
6. Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2011. – 258 с.
7. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. М.: Норма. 2013. - 512 с.
8. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Питер, 2012. – 259 с.
9. Машекуашева М.Х. Морально-психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. тр. / под ред. В.В. Бехер. Саратов, 2013. - 208 с.
10. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник/ Под ред. В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева. - М.: Владос, 2014. – 198 с.
11. Порошина А.А. Психологическое сопровождение сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010, 2 (4). – стр. 68.
12. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник / под общ. ред. Н.С. Хрусталевой; Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. - 447 с.
13. Психология оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. / В.М. Шевченко, Н.Д. Эриашвили, В.Л. Цветков и др. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 257 с.
14. Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами: учебное пособие / под ред. Г.С. Човдыровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 129 с.
15. Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Архангельск, 18–19 декабря 2014 г.): сборник статей / отв. ред. и сост. Я.А. Корнеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии. - Архангельск: САФУ, 2015. - 276 с.
16. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях): монография / Е.И. Рогов; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 339 с.
17. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011. - 141 с.
18. Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 207 с.
19. Шевченко В.М. Юридическая психология: учебное пособие / В.М. Шевченко. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 287 с.
20. Щербинина О. Психические состояния человека в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / О. Щербинина, Т.А. Болдырева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2017. - 109 с.
21. Юридическая психология в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / В.М. Пашин, Д.В. Деулин, О.Н. Маслак. - М.: ФГКОУДПО «ВИПКС МВД России», 2013. - 176 с.
Читать дальше