ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акварель, как изобразительная техника 3
1.1 История акварельной техники 3
1.2. Техника акварельной живописи 4
Глава 2. Реставрация акварельных работ 10
Глава 3. Проблематика реставрации акварелей (почему немногие этим занимаются, с какими проблемами сталкиваются) 13
Заключение 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
Судьба произведений живописи решающим образом зависит от состояния зданий, в которых они находятся, от реставраторов, художников, и реставраторы-архитекторы несут ответственность за точную организацию работ, их оптимальную последовательность, защиту живописи при архитектурно-конструктивных работах. Проведение архитектурной реставрации должно получать согласование реставратора живописи по всем этим параметрам, даже если реставрация живописи в этот период не проводится. Согласование должен давать или автор последней реставрации монументальной живописи, или высококвалифицированный специалист, привлеченный в качестве эксперта. Профессиональный долг реставратора живописи заключается в требовании обеспечения наибольшей защиты и сохранности живописи. Критерии качества реставрации включают в себя, безусловно, и требования к личной квалификации, мастерству реставратора, его опыту.
От него во многом зависит правильная организация работы коллектива специалистов - реставраторов, химиков-технологов, историков искусства, климатологов и т.д., выполнение утвержденной методики, контроль за достижением поставленных в ходе каждой операции целей. Личная доблесть реставратора состоит в наиболее виртуозных, наиболее щадящих живописную стурктуру приемах исполнения всех операций, в минимизации их числа, в точной локализации вводимых материалов. Очерченный круг вопросов и проблем есть основная сфера приложения ума, художественной одаренности, профессионального опыта реставратора - руководителя работ прежде всего и уже затем их частичного или главного исполнителя. В сравнении с этой работой тот раздел реставрации, который принимается часто за основной показатель умения и одаренности специалиста - т.е. приведение памятника экспозиционному виду тонировками, дополнениями, реконструкциями на самом деле является подсобным и необязательным. Речь идет, конечно, о дополнениях па месте утрат, тонировки и дополнения на авторских слоях вообще не допустимы. Собственно, сам памятник никогда не требует никаких дополнений. Тонировки и дополнения связаны лишь с малой подготовленностью массового вкуса к восприятию фрагментарно сохранившегося произведения, который либо сказывается в сознании реставратора, либо довлеет над ним как привычная норма при завершении работ. Любые тонировки и правки носят всегда отчетливо выраженный субъективный характер, уже поэтому их ценность для оригинала минимальна. Кроме того, они всегда обесцениваются с течением времени, ибо наши взгляды на цели реставрации хоть и медленно, но очевидно смешаются в сторону большей объективности и научности. Очень полезно приведение к экспозиционному виду отодвинуть по времени на полгода или год от расчистки и постараться привыкнуть к восприятию раскрытого произведения. Уже в этом случае потребность создания искусственной "целостности" резко ослабеет.
Подытоживая, можно сказать, что истинное качество реставрации состоит в умении предельно минимизировать реставрационное вмешательство - и при этом сделать все необходимое для "вечной" сохранности живописи. Раскрытие является заветной конечной целью реставрации, но оно может быть осуществлено только при полной уверенности в сохранности расчищенного произведения. Качество раскрытия определяется предельной бережностью "проявления" оригинала при специальном внимании к возможности сохранения некоторой части документальной информации, связанной с его историческим бытием.
Читать дальше
1. Барышников В.Л. «Живопись. Теоретические основы и практические рекомендации к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». Москва 20102.
2. Ревякин П.П. «Техника акварельной живописи» Москва 19593.
3. Зайцев К.Г. «Современная архитектурная графика» Москва 19704.
4. Зайцев К.Г. «Графика и архитектурное творчество» Москва 1979
5. И.Иттен «Искусство цвета» Москва 20086. Х.Харрисон «Энциклопедия акварельных техник» Москва 2005
6. Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. тезисы докладов. Издательство: Москва, 1990- 123 с.
7. Манухов И. А. Акварель. Техники и материалы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «АРХИТЕКТУРА». Издательство: Москва 2015, 42 с.
8. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием «акварель в учебе и творчестве». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Художественно-графический факультет. Орёл 2017, 381 с.
9. О работе акварелью https://www.peredvizhnik.ru/info_art/advices/elena_bazanova_chast_3_o_tekhnike_akvarelnoy_zhivopisi/
Читать дальше