Не бойтесь заказать курсовую в москве , на Work5 работают профессионалы.
. Андреев: «Разные эпохи, по-разному понимали соотношение искусства и действительности, располагали разными принципами эстетического моделирования личности» . Невозможно не обратить внимание на терминологическую синонимию таких понятий, как «образ человека», «человек в литературе», «герой» и т.д. Так, например, Н.И. Николаев Н.И. предлагает трактовать термин «герой литературного произвдения» через совершаемый им поступок: «Литературный герой – это совершающий” активно-ответственный поступок”, независимо от того, как этот поступок оценивается» . Такой взгляд на героя литературного произведения позволяет исследователю оставаться индифферентным той или иной эпохе. Интересный обзор развития образа человека в литературе предлагает в учебном пособии «Психологизм в литературе» (2009) О.Б. Золотухина. По мнению автора, способ изображения человека в художественном тексте обусловливается той или ной моделью типизации – способом переработки жизненного материала в художественно-эстетический. На основе «конструирования» по определенной модели исследователем предлагаются следующие исторические «формы персонажеобразования»: - персонаж-маска (в архаической и фольклорной литературе); - тип (литература классицизма - середина XIX в.) способ художественного воссоздания человека, при котором его индивидуальная многоплановость заменяется «воплощением… какой-то одной черты, одного повторяющегося свойства» . - характер (реализм XIX века) – модель создания образа многопланового персонажа, наделенного индивидуальными чертами. О.Б. Золотухиной выделяются некоторые разновидности характера: характер-тип (термин С.Е. Шаталова) / «социально-психологический тип» (В. Гудонене); характер-личность (индивидуализированный и многогранный характер); - «внехарактерная» личность – модель нереалистического персонажа, утратившего характерологическую цельность. Характер воспринимается как социальная маска, прикрывающая духовно-психологическую сложность человека. - «внехарактерный образ» – тип художественной репрезентации человека с разорванным сознанием. Его разновидности: - образ «внутреннего человека», явленный в своей интровертированности, через поток состояний (в литературе «потока сознания», «неоромане», антидраме); - «калейдоскоп масок» (постмодернистский роман). Стоит признать, что развитие структуры персонажа во многом обусловливается линии психологизации литературы. Очертить универсальную модель личности в художественной литературе представляется трудновыполнимой задачей. Но исследователи русской литературы всегда пытались каким-то образом охарактеризовать данное явление. Показателями личности могут выдвигаться нравственные поступки, комплексность (тела, психики и сознания); многоуровневость (Эткинд), многомерность «путаницеы» мыслей, чувств, поступков (А.Н. Андреев) и т.д. Во всей полноте такую структуру личности представил Л. Толстой: «Знаменитая толстовская “диалектика души”, “текучесть сознания” есть не что иное, как перекрещивание мотивов разных сфер <…> противоречия между мотивом и мотивом, мотивом и поступком, неадекватность поведения и желаний, влечений» . Интерес современных исследователей к проблеме изучения исторической изменчивости образа человека в художественной литературе свидетельствует о ее непреходящей актуальности. В силу масштабности и неохватности материала, связанного с обозначенной темой, попробуем сконцентрировать свое внимание на основных этапах становления образа человека в истории русской литературы. Соответственно, цель данного реферата – описать основные особенности развития образа человека на разных этапах истории русской художественной. Многосложность вопроса позволяет наметить только некоторые аспекты изображения человека в разные периоды литературного развития, проиллюстрировав положения на примере некоторых текстов. Задачи настоящего исследования следующие: - охарактеризовать логику представления образа человека в литературе сентиментализма; - описать принципы создания образа человека в классицистическом литературном дискурсе; - представить специфику образа человека в натурализме; - раскрыть некоторые особенности моделирования образа человека в классицистической традиции; - сформулировать закономерности конструирования образа человека в реализме; - отметить общие черты образа человека в литературе модернизма; - проговорить тенденции описания образа человека в постмодернистском направлении. Объектом исследования является изображение человека в разных литературных направлениях-эпохах. Предмет исследования – закономерности и способы изображения человека в классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме, модернизме, постмодернизме и в современной литературе. Методология исследования опирается на историко-литературный и проблемно-тематический подходы. Теоретико-методологической базой стали учебные пособия по литературоведению, монографии и избранные статьи.