Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение и особенности готического стиля в архитектуре……………5
2. Значение символов и образов Готического собора…………………………10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение………………………………………………………………………18
Читать дальше
Итак, готический собор в архитектуре – это загадка, мистика и феномен, который будет манить, удивлять и поражать восприятие ценителей прекрасного во все времена.
Огромные размеры и необозримость готических зданий, бесконечность арок, острых шпилей-стрел, скульптурных сооружений, красочных витражей всегда производили сильные впечатления. Соборы, построенные в готическом стиле, впечатляли не только своих современников, ведь и сейчас сохранившиеся образцы готической архитектуры вызывают сильные эмоции у всех поколений.
Так, в ходе исследования темы была достигнута основная цель работы: проведено теоретическое и практическое исследование готического собора как образа мира.
А также были выполнены все поставленные задачи. В работе рассмотрена краткая история возникновения готического стиля в архитектуре, характеристика данного стиля и его основные особенности, также раскрыты значение основных символов и образов готического собора, которые представляют его как образ мира.
В итоге исследования обозначить следующие выводы. Готическая архитектура зародилась во Франции. Принято считать, что эпоха готики началась с перестройки базилики аббатства Сен-Дени (1135-1144 гг.). Термин «готический» в современном смысле впервые был применен Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Отличительными особенностями готического стиля в архитектуре считаются стрельчатые арки, каркасная система опор, устремленность вверх, вытянутость, сложные ажурные орнаменты, большие круглые окна с витражами, большое количество скульптур. Отдельные элементы архитектуры таят в себе скрытые символы, которые вместе формируют образ мира.
Таким образом, церковь, символ небесного дома, приступ к небу, широко раскрылась перед верующими. Любой готический храм – многосмысловая загадка, воплощенная в камне, витражах, выложенных на полу лабиринтах, скульптурах и композициях. С готическими соборами связано огромное количество легенд. Кто-то видит в этих зданиях шедевры зодчества, кто-то – целую Вселенную, кто-то усматривает символические послания.
В целом, готические соборы отображают стройность божественного миропорядка. Они являются художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяет абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность отдельных деталей.
Из всего вышеизложенного, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.
Читать дальше
1. Аверинцев, С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / С.С. Аверинцев // Поэтика ранневизантийской литературы». СПб.: Азбука-классика, 2004 г. – с. 404-425.
2. Го¬ти¬ка: Ар¬хи¬тек¬ту¬ра. Скульп¬ту¬ра. Жи¬во¬пись / под ред. Р. То¬ма-на; фот. А. Бед¬нор¬ца. – Koln : Konemann, 2000. – 521 c.
3. Готический собор как образ мира // Произведения готической архитектуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studwood.ru/759672/kulturologiya/goticheskiy_sobor_obraz_mira (дата обращения: 14.01.2020).
4. Згурская, М. 50 знаменитых загадок Средневековья / М. Згурская –
М.: Фолио, 2009 г. – 335 с.
5. Майкапар, А. Готический собор – образ мира // Искусство. – 2005. – №7 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200500701 (дата обращения: 15.01.2020).
6. Мировая художественная культура : учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
7. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень / Г.И. Данилова. – 8-е изд. – М.: 2010. – 368 с.
8. Охоцимский, А.Д. Образность готического храма: опыт иеротопического подхода // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. – 2016. – №3(9) – С. 9-24.
9. Эсперанса, И. Рождение готики / И. Эсперанса // Древние цивилизации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/history/old_civil/GoticaBorn_IrEsperan/ (дата обращения: 14.01.2020).
Читать дальше