ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. А.П. Чехов-драматург 4
§ 1. Эволюция образов А.П. Чехова 4
§ 2. Создание рассказа «Душечка» 9
ГЛАВА II. Взгляды на произведение А. П. Чехова «Душечка» 15
§ 1 Мнение автора произведения на характер главной героини 15
§ 2 Взгляды на образ героини рассказа других писателей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрена эволюция образов А.П. Чехова; описано создание рассказа «Душечка»; проанализировано мнение автора произведения на характер главной героини; описаны взгляды на образ героини рассказа других писателей.
В ХХI веке по-прежнему актуальной и животрепещущей остается тема извечного противостояния мужчин и женщин. Борьба женщин за независимость от мужчин, неуклонное сближение в правах и обязанностях, призваниях и способностях и непреодолимая пропасть, проложенная самой природой. Но в этом несходстве и противостоянии заключается хрупкое равновесие гармонии.
Уже первые слова чеховского повествования незаметно дают точную подсказку и о среде, в которой будет происходить действие, и о тональности дальнейшего повествования.
Если бы понадобилось показать всё богатство смысловых оттенков, которые можно передать в русском слове с помощью суффиксов, лучше всего это было бы видно на примере слова «душечка». Значение уменьшительно-ласкательного суффикса «ечк» соединяется в этом слове с многозначностью слова «душа» в русском языке.
Но как только читатель поддался «обаянию» этих суффиксов и настроился на сентиментальный лад, на умиление и любование, автор немедленно перебивает его ожидания своей иронией.
Сначала девушка выходит замуж за человека с нелепой фамилией Кукин, антрепренёра и содержателя невзрачного увеселительного сада. Фамилия звучит комично, как кукиш. Комична и его болезнь, и телеграмма о смерти. Вместо слова похороны в ней написано хохороны, что ассоциируется с глаголом хохотать.
Не менее смешны фамилия и характер второго мужа Душечки – Пустовалова, управляющего лесным складом. Такими же являются ворчливый ветеринар и его сын, гимназист в большом картузе, но не смешна, а свята, удивительна душа Душечки со своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит.
Это не злой сарказм разума писателя, а полная любви ирония сердца, пробуждающая у читателя сочувствие. Эту особенность некоторые исследователи творчества Чехова называют «внутренней иронией». Этот принцип построения повествования – лирический, сентиментальный и иронический, насмешливый – соединение двух противоположных тональностей, перебивающих одна другую.
Читать дальше
1. Булгаков, С. Чехов как мыслитель / С. Булгаков // А.П. Чехов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. - 412 с.
2. Бунин, И. О Чехове / Бунин И.: Собр. соч.: в 9 т. Т. 9. М., 1967. -658 с.
3. Гейдеко, В. А. А. Чехов и Ив. Бунин / В.А. Гейденко. М.: Сов. писатель, 1987. - 363 с.
4. Еремеева, Т. М. Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста / Т.М. Еремеева // Филологический класс (сборник статей). - 2017. - № 3. - С.22-105.
5. Камянов, В. Время против безвременья / В. Камянов // Чехов и современность. - М., 1989. – 441 с.
6. Куприн, А. И. Памяти Чехова / А.И. Куприн // Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1954. – 456 с.
7. Катаев, В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Куприна. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. - 326 с.
8. Лишаев, С. А. А.П. Чехов: дух, душа, и «душечка» / С.А. Лишаев // Философская Самара (сборник статей). Самарская гуманитарная академия. - 2016. - №4. - С.17-138.
9. Лакшин, В. Любимый рассказ Толстого («Душечка» А.П. Чехова) / В. Лакшин // Лакшин, В. Толстой и Чехов. – М., 1975. – 745 с.
10. Мелкова, А. С. Творческая судьба рассказа «Душечка» / А. С. Мелкова // В творческой лаборатории Чехова. -М., 1974. - С. 28-99.
11. Матюшенко, Л. И. Матюшенко А. Г. Учебное пособие пособие по истории русской литературы 19 века. М.: МАКС ПРЕСС, 2009. - 412 с.
12. Маковицкий, Д. П. У Толстого. «Яснополянские записки» / Д.П. Маковицкий // Запись от 5 января 1905 г.; Литературное наследство. М., 1979. Т. 90. Книга 1. 584 с.
13. Недоречко, Ю. Г. Сатирический образ-характер в рассказе Чехова «Душечка» / Ю. Г. Недоречко // Анализ литературного произведения в школе. - Ростов н/Д., 1972. – 745 с.
14. Полоцкая, Э. А. Душевность без духовности («Душечка») / Э. А. Полоцкая // Полоцкая, Э. А. Пути чеховских героев. - М., 1983. – 568 с.
15. Попова, Е. В. К вопросу об авторской позиции в рассказе «Душечка» А. П. Чехова / Е.В. Чехова // Вестник ТГПИ. - 2016. - № 5. - С.27-100.
16. Толстой, Л. Н. Круг чтения. «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка» / Л.Н. Толстой. - М., Наше наследие. - 1991. - Т. 1. - Ч. 2. - 658 с.
17. Толстой, Л. Н. Послесловие к рассказу А.П. Чехова «Душечка» / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. // Литература, искусство. М., 1978. - 745 с.
18. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. - М.: Высшая школа, 1989. – 451 с.
19. Хомяков, В. И. Одна из типологических разновидностей женских образов в произведениях Достоевского, Чехова и Федина (Соня Мармеладова - Душечка - Анна Тимофеевна) / В. И. Хомяков // Творчество А.П. Чехова: межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ин-та, 1984. – 457 с.
20. Чехов, А. П. Избр. соч. / А. П. Чехов. - М., 1988. – 451 с.
Читать дальше