Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме сенсорных форм афазии 5
1.1 Основные этапы изучения афазии 5
1.1 Сенсорная форма афазия: характеристика и основные симптомы 8
1.2 Характеристика основных причин сенсорной формы афазии 11
Глава 2. Особенности клинической картины и социальных последствий при сенсорных формах афазий
15
Глава 3. Основные направления диагностики и коррекции при сенсорных формах афазии
22
3.1 Особенности диагностики сенсорных форм афазии 22
3.2 Основные направления коррекции при сенсорных формах афазии 33
Заключение 41
Список использованной литературы
Читать дальше
В результате проведенного исследования, в курсовой работе изучена клиническая картина и социальные последствия при сенсорных формах афазии.
Так, в первой главе работы рассмотрены основные этапы изучения афазии, выяснено, что проблема афазийных расстройств рассматривалась учеными еще с XVII века, благодаря которым появились первые характеристики расстройств. Существенный вклад в изучение внесли как зарубежные, так и отечественные ученые (Ф.Галль, П. Брок, К. Вернике, Д.С. Выготский и А.Р. Лурия). В центре внимания исследований были проблемы диагностики и коррекции разнообразных форм афазий.
По результатам теоретического исследования данного вопроса сделаны выводы:
Во - первых, сенсорная афазия представляет собой острое нарушение неврогенного происхождения, проявляющееся в результате поражений верхневисочных отделов (зона Вернике). Основные симптомы его - неспособность к восприятию речи; наличие характерных симптомов психомоторного возбуждения и агрессивного поведения.
Во-вторых, основными причинами сенсорных форм афазии являются: инсульт, менингит, печеночная энцефалопатия, цереброваскулярная недостаточность, микроинсульты, травмы головного мозга различного происхождения, наличие сосудистых образований и опухолей, эпилепсия.
Вторая часть работы посвящена обобщению особенностей клинической картины и социальных последствий сенсорных форм афазий.
По результатам исследования данного вопроса сделаны выводы о том, клиническая картина сенсорных форм речевого расстройства характеризуется преимущественно нарушением слухового восприятия при котором структуры нарушений сенсорной аффазии не однородны, поэтому в клинической практике встречаются несколько вариантов патологического процесса, определить которую возможно по локализации и механизму нарушения.
В данном случае классификация афазии Вернике-Лихтгейма четко выделяет данные локализации и механизмы и определяет следующие типы нарушений сенсорных форм аффазии:
корковый, характеризующийся затруднением восприятия, обработки речи, звуковых раздражителей и выделением из окружающего звукового шума;
транскортикальный, при котором больной не только не понимает смысловых связей слов в предложении, но и не может воспроизвести самостоятельно;
субкортикальный, отличающийся грубым нарушением узнавания речевых звуков и полным непониманием речи окружающих.
В третьей главе были описаны особенности диагностики и систематизированы основные направления коррекции сенсорных форм афазии, что позволяет сделать выводы о том, что особенности диагностики сенсорных форм аффазии заключаются в комплексном обследовании больного, которое включает в себя тщательный осмотр, для выявления различных факторов риска; осмотр невролога для обнаружения внешне незаметных нарушений; проведение инструментальных обследований, исследование высших корковых функций.
Заключение - важный документ, который определяет речевой статус больного и дает возможность правильного выбора необходимых для скорейшего восстановления больного методов коррекции нарушений.
Осмысление данного теоретического материала позволит в дальнейшем повысить уровень знаний по данному вопросу.
Читать дальше
1. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические задания по восстановлению речи больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. - М.: В. Секачев, 2015. - 136 с.
2. Антонова Ю.Ю. Характеристика акустико-мнестической афазии и ее отличие от других форм афазии [Электронный ресурс]// Евразийский Союз Ученых. - 2018. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-akustiko-mnesticheskoy-afazii-i-eyo-otlchie-ot-drugih-form-afazii (дата доступа: 22.03.2020).
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия [Электронный ресурс]// Клиническая и специальная психология. - 2012. - Том. 1, № 2. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52599.shtml] (дата обращения: 3.10.2016)
4. Арнаутова Л.В. Моторная и сенсорная афазия/Л.В. Арнаутова [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/12/18/motornaya-i-sensornaya-afaziya-referat-po (дата обращения: 22.03.2020)
5. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления / Э.С. Бейн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/bolezni/afaziya04.html. (дата обращения: 22.03.2020)
6. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clinicpsy.ucoz.ru/Library/vasserman_l.imetody_nejropsikhologicheskoj_diagno.pdf (дата обращения: 22.03.2020).
7. Визель Т.Г. Вариативность форм афазии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cerebral-asymmetry.ru/Vizel2016.pdf (дата доступа: 22.03.2020).
8. Визель Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель. - М.: В. Секачева. 2010. - 207 с.
9. Визель Т.Г. Приобретение и распад речи: монография / Т.Г. Визель.- Барнаул: АлтГПУ, 2016. - 279 с.
10. Волкова С.В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения: дисс. .... канд. пед.н. - Москва, 2017. - 162 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookz.ru/authors/vigotskii-lev/mi6lenie_640/page-10-mi6lenie_640.html (дата обращения: 05.04.2020).
12. Епифанов, Е.А. Восстановительная медицина/ Е.А. Епифанов. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 236 с.
13. Зайцев И. С. Афазия: учебно-методическое пособие / И.С. Зайцев. [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/3/0499/3_0499-1.shtml (дата обращения 05.04.2020).
14. Зайцев О.С. Оценка нарушений когнитивных функций в разные периоды после черепно-мозговой травмы / О.С. Зайцев, З.А. Меликян, Ю.В. Микадзе [ и др.] // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011. – Т.111. - №7. – С.88-94.
15. Иванова, Г.Е. Организация реабилитационного процесса / Г. Е. Иванова, М.Б. Цыгунов, Е.М. Дутикова // Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой и др.– М.: ОАО « Московские учебники и Картолиграфия», 2010.- С.163-273.
16. Ковальчук В.В. Тактика и стратегия реабилитации пациентов, перенесших инсульт. - Санкт-Петербург: Тактик-Студио, 2015. - 110 с.
17. Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов: Альбом пациента/ В.А. Тинин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 111 с.
18. Корнетов, Н.А. Когнитивные нарушения после инсульта / Н.Г. Котаева, Н.А. Корнетов, Е.В. Караваева, В.А. Чистякова, А.М. Елисеева // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2010. - №1. – С.37-41.
19. Кузьмина Т. В., Симоненко Е. В. Афазия и пути её преодоления // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 287-289.
20. Кузьмина Т. В., Симоненко Е. В. Сборник практических заданий для работы по восстановлению речевой функции у больных перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. - Москва: Бета-Фрейм, 2011. - 24 с.
21. Краткая история изучения афазии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.org/12-21724.html (дата обращения: 05.04.2020).
22. Купцова С.В. Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии / Купцова С.В. и др. [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2014. ( дата обращения: 04.04.2020).
23. Ларина О.Д. Восстановление речи у пациентов с афазией с применением интерактивных средств// Специальное образование. - 2018. - № 2(50).
24. Левин О.С. Постинсультные когнитивные нарушения: механизмы развития и подходы к лечению/ О.С. Левин и др. [Электронный ресурс]// Трудный пациент. - Режим доступа: http://tpacient.ru/articles/6183/ (дата обращения: 05.04.2020).
25. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.Р. Лурия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online-knigi.com/page/225405 (дата обращения: 21.03.2020).
26. Мокринская Т.В. Методическое пособие по коррекции фразовой речи при афазии / Мокринская Т.В. – М.: В. Секачев, 2010. – 12с.
27. Пайлозян Ж.А. О влиянии речевого окружения на результаты логопедической работы при афазии //Дефектология. - 2013. - № 4. - С.86-92.
28. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / Л.С. Цветкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0270/7_0270-1.shtml (дата обращения: 04.04.2020).
29. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stom.krasgmu.ru/index.php?page%5Bcommon%5D=download&path=0&filename=7e956b468b7562084f7497435cae2f4f&cleanname=0295_vvedenie_v_neiiropsihologiyu_i_vosstanovitelnoe_obuchenie__tsvetkova_l.s._2005_1337831251&ext=pdf (дата обращения: 22.03.2020).
30. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность / Л.С. Цветкова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/135579/ (дата обращения: 08.04.2020)
31. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0387/5_0387-1.shtml (дата обращения: 24.04.2020).
32. Шохор-Троцкая М. К. Речь и афазия. Методологический подход к преодолению речевых расстройств/ М. К. Шохор-Троцкая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000742436 (дата обращения: 04.04.2020).
Читать дальше