Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы использования развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 6 1.1. Проблема использования развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 6 1.2. Значение развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 12 1.3. Условия использования развивающей игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников 16 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение развития учебно-познавательной деятельности младших школьников посредством использования развивающих игр 25 2.1. Изучение уровня учебно-познавательной деятельности младших школьников (констатирующий этап) 25 2.2. Организация работы по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников с помощью развивающих игр (формирующий этап) 32 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап) 48 Заключение 52 Список использованной литературы 54 Приложение 1 60

Использование развивающих игр в образовательном процессе начальной школы

дипломная работа
Педагогика
59 страниц
72% уникальность
2020 год
24 просмотров
Кубышкина Н.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы использования развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 6 1.1. Проблема использования развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 6 1.2. Значение развивающих игр в образовательном процессе начальной школы 12 1.3. Условия использования развивающей игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников 16 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение развития учебно-познавательной деятельности младших школьников посредством использования развивающих игр 25 2.1. Изучение уровня учебно-познавательной деятельности младших школьников (констатирующий этап) 25 2.2. Организация работы по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников с помощью развивающих игр (формирующий этап) 32 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап) 48 Заключение 52 Список использованной литературы 54 Приложение 1 60
Читать дальше
Обоснование выбора темы. Один из основных принципов педаго-гики – принцип осознанности и активности. Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его самостоятельности, иници-ативности в процессе обучения. Создание для этого условий — важная задача всей системы образования. Актуальность исследования. При переходе ребенка в начальную школу ведущий вид деятельности – игра – сменяется учебной деятельно-стью. В младшем школьном возрасте игра, хотя и начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учебной деятельно-стью, по-прежнему ещё остаётся включённой в различные виды деятель-ности ребёнка. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты дежурного по классу: повязка или значок и т. п.), а не сама суть выполняемой работы.


Work5 поможет выполнить курсовую работу к определённому сроку.


. Но при этом игры младшего школь-ного возраста видоизменяются, становятся образовательными и исполь-зуются в учебно-воспитательном процессе с целью достижений педаго-гических целей. Игровые технологии являются составной частью педаго-гических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не являться новой. Разра-боткой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее соци-альной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались многие известные педагоги. В ходе игры ребенку легче усвоить материал, запомнить те или иные понятия и, самое глав-ное, у ребенка появляется желание учиться, узнавать что-то новое и ин-тересное. Игровые методы обучения не только делают обучение увлека-тельным и интересным для детей, но и обеспечивает качественное освое-ние знаний и навыков. Игровой подход опирается на естественную лю-бознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотива-цию в целом. Внедрение в учебный процесс начальных классов совре-менных развивающих игр на уроках способствует повышению познава-тельной активности младших школьников и росту их успеваемости. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и прак-тической проверки использования развивающих игр в работе учителя начальной школы как способа управления учебно-познавательной дея-тельностью обучающихся младших классов. Объектом данного исследования является развивающая игра как средство обучения и развития ученика начальной школы. Предмет исследования - использование развивающих игр в обра-зовательном процессе начальной школы. Задачи: 1.Изучить проблему использования развивающих игр в образова-тельном процессе начальной школы. 2.Определить значение развивающих игр в образовательном про-цессе начальной школы. 3.Рассмотреть условия использования развивающей игры в акти-визации учебно-познавательной деятельности младших школьников. 4.Провести констатирующий этап исследования, направленный на изучение уровня учебно-познавательной деятельности младших школь-ников. 5.Организовать педагогическую работу по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников с помощью развивающих игр. 6.На контрольном этапе проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Методы исследования: в данном исследовании был использован комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематиза-ция, классификация и психолого-педагогической и учебно-методической литературы; опытно-экспериментальное исследование. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей таких как Эльконин Д. Б., Выготский Л.С., Загвязинский В. И., Карабанова О.А., Коджаспирова Г. М., Куприна Л.Е., Подласый И.П., Полат Е.С. и др. В их трудах исследована и обос-нована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психиче-ских функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, одна-ко, не достаточно освящена роль развивающих игр в обучении младших школьников. Практическая значимость работы заключается в возможности непосредственного использования полученных результатов в практике деятельности учителя младших классов. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в целях дальнейшей теоре-тической разработки рассмотренной проблематики и а также в получе-нии новых данных об особенностях игровой деятельности учащихся начальной школы. Работа состоит из введения, в котором обосновывается актуаль-ность темы, ставятся цели и задачи; первая глава посвящена теоретико-методологическим основам использования развивающих игр в образо-вательном процессе начальной школы; во второй главе проведено ис-следование, направленное на изучение активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников с помощью разви-вающих игр; заключения, в котором делаются выводы о результатах ис-следования, списка использованных источников и приложения.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на уроках в начальной школе, формируют познавательный интерес к уроку, делает элементы урока эмоционально насыщенными, более интересными для младших школьников. Развивающим играм отводится большая роль в процессе обучения младших школьников. Использование современных развивающих игр на уроках, оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности. Игровая деятельность открывает широкие возможности для субъект-субъектного взаимодействия, увеличения степени активности и свободы участников игровой деятельности; обеспечивает самоактуализацию, развитие базовых личностных качеств, способностей и навыков познавательной деятельности ребенка. Для развития познавательных универсальных учебных действий рекомендуется реализовывать каждый урок математики с направленностью именно, на развитие познавательных универсальных учебных действий. Это и осмысление заданий, текстов; умение выделять, обобщать, классифицировать, сравнивать, различать и моделировать главное, проводить элементарный анализ. Основной акцент делается на умение подумать, проанализировать и сделать вывод. На уроках необходимо создавать игровую атмосферу, которая развивает познавательные универсальные учебные действия, позволяет удержать внимание и снимает усталость. Поэтому целесообразным представляется реализация обучения, использование системы упражнений, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников с использованием средств игровых технологий, в частности, развивающих игр. Результаты, полученные в ходе исследования показали, что разработанный и реализованный комплекс развивающих игр, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики дал положительный результат. Таким образом, задачи экспериментального исследования решены, цель дипломной работы достигнута. В результате исследование подтверждает значимость и результативность проведенной формирующей работы по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования развивающих игр на уроках математики. Предложения и рекомендации по использованию полученных результатов. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, в процессе подготовки студентов педагогических вузов, на курсах повышения квалификации и т.д. Описанные в данной работе уроки помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.
Читать дальше
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: (утв. приказом Министерства образо-вания и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (с изменениями и допол-нениями) [Текст]. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 2.Абдрахманова, А.Н., Искакова, Л.Т. Применение игровых тех-нологий как средство повышения уровня знаний младших школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие. – Бишкек, ЮКГУ им.М.Ауэзова, 2018. – 87 с. 3.Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. - 104 с. 4.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные дей-ствия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя: учебное пособие. [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2018. - 151 с. 5.Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педа-гогика и методика начального образования» [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 455 с. 6.Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе [Текст]. - М.: Педагогика, 2018. - 220 с. 7.Богуславская, З.К., Смирнова, Е.Г. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение, 2017. – 207 с. 8.Борисова, Т.В., Дудникова, Е.С. Система развивающих занятий как фактор развития когнитивных способностей младших школьников [Текст] [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 9.Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебно- методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Флинта, 2016. – 151 с. 10.Бурменская, Г. В. Развитие познавательных учебных действий [Текст]: учебное пособие / Г. В. Бурменская.– М.: ВЛАДОС, 2017. – 837 с. 11.Бутер, Н.К. Индивидуальный образовательный маршрут в изу-чении предмета как средство формирования и развития универсальных учебных действий [Текст] // Пермский педагогический журнал. 2018. – № 9. – С. 5–10 12.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребен-ка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология развития: сб. науч. тр. – СПб: «Сфера», 2013. – 124 с. 13.Дик, Н. Ф. Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3 - 4 классах. [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-bookshelf.info/klassnomu-rukovoditelyu, свободный. – Заглавие с экрана. 14.Дмитриева, В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей [Текст]. - М.: Астрель, 2018. – 255 с. 15.Доронина, Н.Н., Чернова, О.А. Познавательная активность де-тей младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. 2018. – № 4. – С. 176–178. 16.Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные дей-ствия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] // Вест-ник ЮУрГУ. 2018. – № 4. – С. 16–26. 17.Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц [Текст] в 2 т. / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз., 2016. – 1210 с. 18.Жикалкина, Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах [Текст]. - М., Педагогика, 2016. - 371 с. 19.Жикалкина, Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. [Текст] // Начальная школа. 2018. - № 3. - С. 29-34. 20.Жунисбекова, Д.А., Искакова, Л.Т. и др. Реализация задач раз-вития учащихся на уроках математики [Текст] // Творческая педагогика. 2019. – №1. – С.74-82. 21.Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ [Текст] В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2017. – 240 с. 22.Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной шко-ле: учебное пособие [Текст] / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Цели-щева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 192 с. 23.Захарченко, А.А. Игры на уроках математики для развития учебно-интеллектуальных умений младших школьников [Текст] [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 24.Игровые технологии на уроках математики в начальной школе [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net, свободный. – Заглавие с экрана. 25.Игры математические [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.igraemsa.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 26.Какие игры для развития внимания нужны младшим школьни-кам? [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myintelligentkids.com, свободный. – Заглавие с экрана. 27.Карабанова, О.А. Развитие познавательных УУД у детей млад-шего школьного возраста: учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова.– М.: Империя, 2017. - 569 с. 28.Каражигитова, Т.Л. Развитие учащихся при изучении матема-тики // [Текст] Начальная школа. 2019. – № 6. - С. 10-18. 29.Кенжебекова, Р.И. Развивающие игры учащихся в начальной школе [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 30.Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]. - М., Педагогика, 2017. - 421 с. 31.Коваль, Л.В. Методика обучения математике: теория и практи-ка: учеб. для студ. – М.: Лидер», 2018. - 414 с. 32.Коваль, Л.В. Практикум по методике обучения математике в начальной школе (1 класс) [Текст]: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2017. - 216 с. 33.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательство центр «Академия», 2017. – 425 с. 34.Комарова, Н.В. Развивающие игры как средство развития лич-ности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2019. – 345 с. 35.Кулиш, И. М. Применение дидактических игр в учебном про-цесс [Текст] е. - М.: НМЦ ПО, 2018. – 250 с. 36.Куприна, Л.Е. Классификация детских игр [Текст].[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru, свободный. – Заглавие с экрана. 37.Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики [Текст] // Методист. 2018. – № 5. – С. 59–63. 38.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов. — М.: Про-свещение, 2016. — 191 с. 39.Матюхина, М.В. Мотивация учения у младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. — М.: Педагогика, 2016. — 144 с. 40.Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] // Начальная школа плюс до и после. 2018. - № 11. – С. 59. 41.Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную за-дачу [Текст] // Начальная школа. 2017. – № 7. - С. 87-89. 42.Новоселова, С.Л. Новая классификация детских игр [Текст] / С.Л. Новоселова // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с. 43.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2018. – 136 с. 44.Педагогика начальной школы: учебник для студ. пед. училищ и колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2018. – 399 с. 45.Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2015. - 720 с. 46.Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 640 с. 47.Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Юрайт-Издат, 2019. – 540 с. 48.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные техноло-гии в системе образования: учебник / Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 350 с. 49.Понамарёв, В.Д. Педагогика игры [Текст]. – М.: Проспект, 2018. - 183 с. 50.Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энцикл. 2014. – 1456 с. 51.Развивающие игры для начальных классов [Текст] [Электрон-ный ресурс].- Режим доступа: https://ped-kopilka.ru, свободный. – Загла-вие с экрана. 52.Рысбаева, С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте [Текст] / С.А. Рысбаева, П.А. Жунусова, З.А. Беди-шева и др. // Успехи современного естествознания. 2018. - № 3. - С. 148-151. 53.Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология: Учебное посо-бие [Текст] / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 320 c. 54.Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]. - М., АСТ, 2014. - 143 с. 55.Ханова, Т.Г., Вавилова, В.С. Особенности современной суб-культуры детской игры [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. - № 11. - С. 108-110. 56.Чиркова, Н. И., Павлова, О. А. Формирование математических понятий у младших школьников [Текст] // Стандарты и Мониторинг в образовании. 2018. - № 2. – С.52-56. 57.Чиркова, Н. И., Павлова, О. А. Формирование у младших школьников умения учиться в процессе выполнения олимпиадных мате-матических заданий [Текст] // Начальное образование. 2018. - № 6. – С. 11- 17. 58.Шулешко, Е.Е. Социо-игровые подходы к математике [Текст] / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — М. : Педагогика, 2017. — 116 с. 59.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]. - М.: Психология, 2016. - 137 с. 60.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психо-логии. – 2012. – №4. – С. 16–60. 61.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2017. — 315 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в Красноярском крае
Количество страниц:
35
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Приложение Simulink. Библиотека Sources. Обзор и анализ возможностей. Технология применения. Примеры.
Количество страниц:
16
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Растения как индикаторы состояния окружающей среды
Количество страниц:
20
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Биология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image