Глава 1. Теоретические основы развития интеллекта у детей дошкольного возраста 5
1.1 Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 5
1.2 Ролевая игра как способ развития эмоционального интеллекта. Методологические решения 9
1.3 Цели и задачи работы 12
Глава 2. Анализ конструктивно-экспериментальной работа по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 14
2.1 Методы исследования и выборка испытуемых 14
2.2 Анализ процедуры исследований, полученных экспериментальных данных и их интерпретации 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Читать дальше
Эмоциональный интеллект признают все больше и больше исследователей во всем мире. Важность и необходимость развития компонентов эмоционального интеллекта как факторов, которые способствуют личному и профессиональному росту человека и влияют на его или ее жизненный успех, неоспорима.
Теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном учреждении, представленные в ряде исследований в стране и за рубежом, позволяют рассмотреть различные подходы к определению понятия и структуры эмоционального интеллекта.
Привлекательность игры как обучающего инструмента для развития эмоционального интеллекта у дошкольников основана на ее потенциале, который проявляется в эмоциональной насыщенности игрового процесса, в ролевом поведении, в построении игровых диалогов, в творческом выражении существующих идей и впечатлений, в трансформации и обогащении детского опыта.
Установлена структура экспериментальной работы по достижению цели, решению исследовательских задач и подтверждению гипотезы. Экспериментальная работа состояла из 3 этапов: диагностика, основная работа и контрольная работа.
Диагностический этап экспериментальной работы был направлен на определение уровня развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. На диагностическом этапе исследования мы диагностировали уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали, что у старших дошкольников преобладал средний уровень развития эмоционального интеллекта. Один ребенок имеет низкий уровень эмоционального интеллекта, а трое детей - высокий уровень эмоционального интеллекта.
На основном этапе экспериментальной работы была разработана и апробирована игра на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего возраста, основанная на основных детерминациях игры как основной формы деятельности детей и влияния художественных образов на понимание эмоциональных состояний и формирование эмоциональных ценностей в дошкольном возрасте. Возраст с персонажами из сказок и мультфильмов.
Целью представленной в анализе игры является развитие эмоционального интеллекта дошкольников, в особенности развитие способности воспринимать и выражать эмоции, способности понимать и анализировать эмоции, использование «эмоциональных знаний».
В качестве основного дизайнерского решения была выбрана игра-путешествие с элементами квеста. Игра основана на принципе путешествия и предполагает последовательное выполнение ряда заданий. В случае успеха участнику предоставляется возможность продолжить движение для достижения цели, указанной в начале игры
Читать дальше
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб .: БХВ-Петербург, 2012 - 212 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самореализации // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под. под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушаков. - М., 2009. – 514 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание через игру: книга для учителя. - М., 2007 - 352 с.
4. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте // Детский сад: теория и практика. 2014. - №4. - автор. 7-8.
5. Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А. и другие. Теория семантического мышления / Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А. - К .: Наукова думка, 2014. - 303 с.
6. Белоконь О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под. под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушаков. - М., 2009. – 691 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. - СПб: Питер, 2008 - 398 с.
8. Вайсбах X., Дакс В. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с ним. - М .: Лик Пресс, 1998 - 160 с.
9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детстве. // Сборник сочинений, / Л. Выготский. - М .: Студия АРДИС, 2014 - 239 с.
10. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М .: Альпина Паблишер, 2015. - 301 с.
11. Данилина Т.А. Мир детства: Путеводитель для дошкольников. / Т.А. Данилина. - М .: Verlag von Airis-Press, 2012 - 160 с.
12. Житная И.В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребенка. // Сборник материалов Международной конференции «Образование и обучение детей раннего возраста» с 12 по 14 мая в Москве, МГУ. М.В. Ломоносов. 2016 - С. 600-601.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах / - М .: Педагогика. - Т. 1: Психическое развитие ребенка. – 2015. - 320 с.
14. Зеленина Л.А. Психолого-педагогическая программа для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников / - М .: Эксперимент, 2018. - 160 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. / К.Е. Изард. Переведено. с английского. - СПб .: Питер, 2011. - 464 с.
16. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебное пособие. Справочник для школьников. - М .: «Академия», 2004. - 288 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011 - 784 с.
18. Карпов А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / М .: Учитель, 2020. - 240 с.
19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М .: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
20. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода к обучению детей / Кравцов Г.Г. - М .: учитель, 2020 - 240 с.
21. Куликовская И.Е., Исаева И.Ю. Педагогическое обеспечение развития социального интеллекта в дошкольном возрасте: монография. - Ростов н / д: ИПО ПИ СФУ, 2011. - 197 с.
22. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринов, В. Погольша. Межличностные связи. - СПб .: Питер, 2001. - 544 с.
23. Леонтьев А.Н. Активность и осведомленность / Леонтьев А.Н. - М .: учитель, 2020 - 240 с.
24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / Леонтьев А.Н. - М .: учитель, 2020 - 240 с.
25. Люсин Д.В. Социальный интеллект: теория, измерения, исследования. - М., 2004. - 176 с.
Читать дальше