ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНФОРМИЗМА 5
1.1. Понятие конформизма и конформности 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста 10
1.3. Взаимосвязь уровня субъективного контроля и конформности студентов с учебной успешностью в ВУЗе 16
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНФОРМИЗМА 19
2.1. Целеполагание и организация эмпирического исследования студенческого конформизма 19
2.2. Выявление уровня конформности среди студентов и ее взаимосвязи с их самооценкой 23
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования студенческого конформизма 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Подводя итоги исследования, мы выдвигаем тезис о том, что каждая студенческая группа состоит из личностей всех типов социальных конформистов и нонконформистов, что, конечно, не может не влиять на качество межличностных взаимодействий. И конформисты, и нонконформисты выполняют свою роль в группе. Полезность конформистов заключается в обеспечении постоянного взаимодействия членов группы без ущерба их принципам. Нонконформисты, в свою очередь, помогают осознать необходимость изменений, по-новому взглянуть на традиционные способы решения проблем, научить конформистов не бояться рисковать и защищать свою точку зрения.
Для изучения соотношения конформистов и нонконформистов в студенческой группе целесообразно проводить исследования деятельности группы по разным направлениям: характеристика общественной полезности, солидарность, конфликтность членов группы, выявление факторов риска. Среди основных задач, стоящих перед исследователями, приоритетным должна быть возможность использования методов распределения учащихся по группам, установление предпочтений и выявление факторов, сдерживающих развитие внутригрупповых отношений. Например, количество «негативистов», выявленных с помощью тестов и опросов, которые влияют на сплоченность группы и не соответствуют целям группы, может быть скорректирована с помощью метода ротации членов группы (по аналогии с ротацией персонала в работе коллективов). Поддержка общественного порядка и стабильности коллективов является важной задачей, которая стоит перед руководством учебного заведения.
Если нонконформизм имеет агрессивный характер, целесообразно привлекать таких студентов к деятельности, соответствующей их интересам, где требуются инициатива и креативность. Почему «негативистов» выбрали именно эту позицию в группе? Вопрос, который требует изучения как на уровне личности, так и на уровне группы в целом. Выбор личной позиции и отношение к негативистичнои поведения также могут быть исправлены с помощью механизмов поощрения, доверия, стремления к деятельности, представляющей интерес, и даже снисходительности к недостаткам (ограниченного характера).
Нонконформисты с присущей им самостоятельностью, настойчивостью и нестандартными подходами к решению проблем могут стать движущей силой для развития конструктивных взаимодействий в группе. Одна только конформная поведение не поднимет кадров, способных к рискованным и дерзких действий. В любом случае нонконформисты должны объединить определенный процент единомышленников и эта категория студентов в группе может стать значительным по количеству и в конечном итоге выступить против «устаревшего лидера» и его «группы поддержки». В идеале каждый член группы должен иметь определенное количество, как конформизма, так и нонконформизма, что определяется реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе. Главной целью каждого участника студенческой группы является получение знаний, личных достижений и формирование социальной и гражданской ответственности.
Читать дальше
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с.
2. Алифанова Д.С. Взаимосвязь агрессивности с локусом контроля у студентов факультета клинической психологии //Психология, социология и педагогика. - 2018. - №4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka.ru/2018/04/8557 (дата обращения: 07.11.2020 г.).
3. Борисевич В.И. Конформизм в социальной среде // Социологические чтения: материалы студенческой научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Гродно: ГрГУ, 2009. - С.30-32. URL:http://uchebana5.ru/cont/1473653-p5.html (дата обращения: 29.11.2020 г.)
4. Веракса, Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2016. - 352 c
5. Волошинская Л.В., Твердоступ-Бельчикова А.В. Взаимосвязь локус контроля и отношения студентов к здоровью [Электронный ресурс]. - URL http://www.jurnal.org/articles/2014/psih39.html (дата обращения: 10.11.2020 г.)
6. Воронин А.С. Определение локуса контроля личности студента [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/44216921-Opredelenie-lokus- kontrolya-lichnosti-studenta.html (дата обращения: 17.11.2020 г.)
7. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 c.
8. Данскова Н. В. Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Т. 12, № 2. - С. 67.
9. Живой журнал, 2017 Режим доступа: http://mor77.livejoumal.com/4140 45.html
10. Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии. - Киев, 2010. - 230 с.
11. Крутых Е.В. Личностные компоненты субъектности студентов в контексте учебной успешности /Проблемы и вопросы современной психологии: коллект. Монография. - Прага: Карлов уни-т в Праге, 2013. - С. 147-170.
12. Крутых Е.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 239 с.
13. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 332 c
14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2008. - 793 с.
15. Московичи С. Социальная психология / С. Московичи. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
16. Мухаметзянов И. Ш., Хусаинова С. В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодёжи // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3.
17. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. Ф. В. Шарипова. М.: Логос. 2012. 448 с.
18. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 332 c.
19. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 408 c.
20. Смирнов С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2014. 422 с.
21. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: «Аспект Пресс», 2013.— 224 с.
22. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 426 с.
23. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина. - М.: Юнити, 2016. - 224 c.
24. Творогова Н. Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента. Автореферат. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19812.php (дата обращения: 08.03.2018).
25. Философия: Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/555/КОНФОРМИЗМ (дата обращения: 12.11.2020 г.)
26. Эллиот Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М. : Прайм-Еврознак, 2006. — 416 с.
27. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
Читать дальше