ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития речи у дошкольников в процессе использования пальчиковых игр 5
1.1 Характеристика речи 5
1.2. Особенности развития речи дошкольников 8
1.3. Развитие речи дошкольников в процессе использования пальчиковых игр 12
Вывод по главе 16
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование речи у детей дошкольного возраста 17
2.1. Характеристика базы и методов исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
Вывод по главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А 26
Читать дальше
Развитие речи у детей дошкольного возраста непосредственно связанно с мелкой моторикой. Это проявляется в том, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы и наоборот, если развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста по средствам пальчиковой игры. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе мы пришли к следующим выводам:
- дошкольный возраст считается базой формирования речи ребенка, на основе которой происходит последующие развитие ребенка;
- пальчиковые игры выступают одним из наиболее эффективных методов развития речи детей, вследствие того, что отмечается непосредственная связь между мелкой моторикой и речью ребенка, развитие мелкой моторики у детей дошкольного;
- при создании психолого – педагогических условий развитие активной речи будет проходить согласно возрастным нормам, отсутствие целенаправленного формирования данного процесса, может привести к задержки речевого развития.
Во второй главе, нами проведена диагностика развития связной речи у детей средней группы детского сада по трем методикам. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о доминировании у детей среднего дошкольного возраста низкого и среднего уровней развития связной речи.
Следует отметить, что результаты исследования могут быть применены в работе педагогов изучающих и занимающихся проблемой развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Акулова, З.И. Развитие речи при помощи пальчиковых игр // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2020. - №1. - С. 22-28.
2. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
3. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – с. 4-16.
4. Гaлянт, И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 472 с.
6. Завгородняя, О.И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика. – 2012. - №9. – С. 56-58.
7. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 6-17.
8. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2015. –239с.
9. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. Ред. В. И. Яшиной.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
Читать дальше