В данной работе нами была изучена концепция Эриха Фромма о природе человека. Фромм считает человека гибким, способным приспособиться к изменениям в окружающем мире, но при этом чаще изменяющим свои условия под себя, так как человеку свойственно сопротивляться деформации под влиянием внешних сил.
Человек отличается от животного тем, что он мыслит, проектирует свое будущее, анализирует прошлое, постигает мир. Отсюда возникают многие экзистенциальные противоречия у человека. Он осознает конечность и ограниченность жизни при огромном потенциале человека. Одновременно в человеке живет биофильный и некрофильный синдром. Один направлен на созидание и жизнеутверждение, а другой обусловливает деструктивные действия человека.
Изучение теории экзистенциальных потребностей человека у Эриха Фромма позволило выделить пять потребностей:
1. Установить связи. Иметь семью и близкие отношения, друзей, проявлять себя через заботу о другом человеке, находить отражение своему существованию в поступках в отношении других людей, в их любви к себе.
2. Преодолевать. Человеку необходимо расти и развиваться, преодолевать собственную природу, проходить через трудности, а в результате создавать что-то новое. Процесс созидания происходит одновременно с процессом преодоления. Именно это является способом проявления человека в мире.
3. Быть идентичным. Осознавать свою уникальность, особенность среди всех других людей. Человеку важно знать, что для него есть уникальное место в мире.
4. Иметь корни. Человеку необходимо ощущать стабильность и уверенность в будущем, иметь тесную связь с прошлым через отношения с родителями и родственниками, своим родом.
5. Система взглядов и преданность им. Человеку важно иметь конкретные определенные им самим жизненные ориентиры, которыми он руководствуется при принятии важных решений в своей жизни, на которые опирается для своей идентификации при одновременной принадлежности к группе.
Выделенные нами экзистенциальные потребности были взяты за основу разработки опросника для проведения экспериментального исследования. Гипотезой исследования стало предположение, что ощущение счастья у человека напрямую зависит от удовлетворенности всех экзистенциальных потребностей. Для проверки гипотезы были отобраны 15 человек в возрасте 30-40 лет, они отвечали на два опросника: один определял ощущение счастья у них, а второй удовлетворенность пяти экзистенциальных потребностей.
Стоит отметить, что респонденты имели разное семейное положение, разные профессии, разный уровень образования, политические и религиозные взгляды. Единственным совпадением было нахождение в рамках определенного возраста. Это позволяло провести исследование счастья чисто с субъективной точки зрения самого респондента, не учитывая его положение в обществе и оценку его благополучия по общепринятым социальным меркам.
Респонденты отвечали на вопросы двух опросников исходя из личного ощущения счастья и удовлетворенности. Из 15 человек всего 3 человека показали, что абсолютно счастливы, еще 5 человек имели показатель умеренного счастья, а абсолютно несчастливыми оказалась почти половина респондентов. При этом сами респонденты отмечали, что после ответов на опросники они больше осознали причину своего несчастья в жизни, когда систематично отвечали на вопросы по каждому блоку экзистенциальных потребностей.
Результаты исследования показали, что существует прямая взаимосвязь между ощущением счастья и удовлетворением экзистенциальны потребностей. Так, люди, которые чувствуют себя абсолютно счастливыми, имеют прочные установленные социальные связи, идентифицируют себя, преодолевают себя в творческом процессе, имеют корни через отношения с родственниками и родителями и наличием дома, придерживаются собственных взглядов, преданы им.
Фромм считал, что источник всех сил, движущих человеком, все его страсти, аффекты, стремления основываются на необходимости постоянно разрешать противоречия своего существования и искать все более высокие формы единения с природой, с обществом и самим собой. Независимо от того, насколько удовлетворены животные потребности, актуализируются специфические экзистенциальные потребности человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, а цель работы достигнута: нами исследована концепция Эриха Фромма и экзистенциальные потребности человека, выделенные в ней. Также экспериментальным путем были проверены утверждения Фромма, и они нашли подтверждение в обнаружении взаимосвязи между ощущением экзистенциального счастья человеком и уровня удовлетворения его потребностей.
Дальнейшая разработка вопроса видится в уточнении условий, необходимых для того, чтобы человек удовлетворял все эти экзистенциальные потребности. Определение данных условий позволит разработать путь достижения человеком личного счастья, который могут использовать в психотерапевтической работе практикующие психологи.