ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
1.1 Фундаментальные и прикладные исследования в образовании……………4
1.2 Основные различия между фундаментальными и прикладными исследованиями………………………………………………………………….12
Выводы по Главе 1………………………………………………………………14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОПРОСА СООТНОШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………16
2.1.Модель взаимодействия фундаментальных и прикладных исследований в педагогическом образовании…………………………………………………...16
2.2. Результат развития фундаментальных и прикладных исследований в педагогическом образовании…………………………………………………...22
Выводы по Главе 2………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..……...33
Читать дальше
Научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Однако понимание разницы между двумя типами позволит выбрать тип, который лучше всего соответствует исследуемым темам. Фундаментальные исследования направлены на расширение наших знаний о мире, а не на изобретение чего-то нового, поэтому нет очевидной немедленной коммерческой ценности в исследованиях такого типа.
Прикладные исследования направлены на решение существующих проблем современного мира. Помимо получения прибыли, одна из основных целей прикладной науки - улучшить условия жизни. Например, прикладные исследования могут быть заинтересованы в изучении способов улучшения урожайности, повышения энергоэффективности машин, поиска альтернативных более эффективных лекарств для лечения конкретного заболевания, разработки моющего средства, которое позволяет стиральным машинам хорошо работать с холодной водой.
Несмотря на некоторые утверждения в литературе о том, что фундаментальные исследования больше не являются заботой университетов, наши результаты указывают на продолжающееся активное присутствие фундаментальных исследований в университетах, но с большими различиями между странами и академическими дисциплинами.
На индивидуальном уровне большинство ученых занимаются комбинацией фундаментальных и прикладных исследований, а не специализируются с более распространенными прикладными направлениями. Академики по специальности в фундаментальных исследованиях, как правило, получают меньше внешнего финансирования, работают в среде, где прикладным исследованиям уделяется меньше внимания, и имеют более слабые профессиональные обязательства по применению своих знаний к проблемам общества.
Мы считаем, что в научных исследованиях должен быть сдвиг. Сегодня, когда перед миром стоит так много проблем, необходимы дополнительные прикладные исследования, чтобы помочь в решении глобальных проблем.
Оба типа исследований дополняют друг друга и работают вместе, но мы уделяем больше внимания прикладным исследованиям. В итоге структура любого объекта есть производная соотношений фундаментально-прикладных знаний, уровня и меры развертывания и согласований множества факторов окружающей среды.
И прикладные, и фундаментальные исследования имеют свои преимущества. Очевидно, у них могут быть разные цели, но их методы сбора и анализа данных похожи. Методика разработки гипотезы как для фундаментальных, так и для прикладных исследований одинакова. Хотя в случае фундаментальных исследований часто наблюдается, что результаты исследования могут полностью опровергнуть гипотезу и представить другую точку зрения, чем считалось ранее. Но метод проведения исследований, как фундаментальных, так и прикладных, одинаков. Прикладное исследование больше соответствует его гипотезе, поскольку его теория основана на фундаментальных исследованиях. Еще одно отличие - это объем прикладных исследований, который сравнительно уже, чем у фундаментальных исследований. Поскольку прикладные исследования занимаются конкретными проблемами и их решениями.
Финансирующие организации перестали верить в важность некоммерческих исследований, таких как фундаментальные, и больше выступают за финансирование прикладных исследований. Распространено мнение, что проблемы возрастают, и прикладные исследования могут помочь найти ответы на такие проблемы, как глобальное потепление, управление разнообразием и т. д. Проблема может быть решена путем слияния границ фундаментальных и прикладных исследований. Сочетание двух исследований может повысить эффективность работы без ущерба для каких-либо конкретных исследований
Читать дальше
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 2012.-194с.
2. Беляева А.П. Проблемы развития методики профессионального обучения // Проблемы подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск, 1989. - С.4-13.
3. Бережная Э.П. Анализ информационных потоков в области педагогических наук // IV Киевский симпозиум по науковедению и научно-техническому прогнозирования: Тезисы докладов. -Киев: Наукова дума, 1972. Часть 3. - С. 125-127.
4. Бережнова, Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография Текст. / Е.В. Бережнова. М.-Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.
5. Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. 2001. - № 9. - С. 33-39.
6. Бережнова Е.В. Педагогическое исследование: социально-гуманитарный аспект // Педагогика. 2005. - № 6. — С.23-30.
7. Боулдинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1976. - С. 106-124.
8. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. — СПб, 2001. — 512с.
9. Бордовская Н.В. Системная методология педагогических исследований // Педагогика. 2005. - № 5. - С.21-29
10. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 107-133.
11. Ильин, B.C. Роль теоретического поиска в педагогическом эксперименте Текст. / B.C. Ильин, А.И. Пискунов, Г.В. Воробьева // Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 2019. - С. 1217.
12. Исследования педагогического образования (педагогический аспект) / под ред. Н. Ф. Радионовой. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 215 с.
13. Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке». // Вопросы философии. 1995. - № 1 1 -С. 35-46.
14. Кирьякова А. В., Повзун В. Д., Полякова А. А. и др. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. – М.: Дом педагогики, 2018. – 575 с.
15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
16. Макарова Т.Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования: Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2018.- 156с.
17. Макаровская И.А. Вопросы эффективности педагогических исследований//Проблемы повышения эффективности педагогических исследований и реализация достижений науки в процессе обучения и воспитания: Всесоюзный семинар по методологии педагогики и методике исследований. V сессия семинара. М., 2012. – С. 44-48.
18. Петров А. И. Технологии накопителей энергии [Текст] / А. И. Петров// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании» (Пермь, 03.05.2020 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2020. – С. 80-93.
19. Проблемы системного исследования педагогического образования : сб. науч. ст. Всерос. науч.‐практич. конф. (Санкт‐Петербург, 15 апреля 2010 г.) / под общ. ред. И. И. Соколовой. – СПб.: УРАО ИПО, 2010. – 232 с.
20. Рузавин Г.И. Фундаментальные и прикладные исследования в структуре. Философские вопросы технического знания. Сборник статей. АН СССР, Институт философии. // [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2013.05.20. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6202./(дата обращения: 14.10.2020)
21. Сенкевич В. Исследования по истории частных методик // Советская педагогика. — 2012. № 11.- С. 154-155.
22. Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов. Дисс. канд. пед. наук. - СПб., 2012. — 187с.
23. Сичевица О.М. Сложные формы интеграции науки. М.: Высшая школа, 2013. 152с.
24. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 2016. -152 с.
25. Скаткин М.Н. Методика учебного предмета // Российская педагогическая энциклопедия. М., 2013. - Т. 1.
26. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2019. - С. 10.
27. Современные проблемы методики преподавания (Методика как теория конкретно-предметной педагогики): Методические рекомендации к спецкурсу / Сост. В.А. Извозчиков и др. / Под ред. Г.А. Бордовского. Л.: ЛГПИ, 2018. - 86с.
28. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2012. - С. 297.
29. Социальные проблемы науки: Сб. науч. трудов. Новосибирск:1. Наука, 2013.-177 с.
30. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2012. 160 с.
31. Степашко Л.А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: Научный аппарат. Хабаровск, 2015. — 60с.
32. Шапкин В. В., Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования образования : моногр. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 93 с.
Читать дальше