Идея соответствия естественного развития личности с универсальной идеал воспитания, которая вытекает из идеи антропологического обоснования педагогики, является ядром педагогической концепции П.Ф. Каптерева.
Определение целей, содержания и методов семейного воспитания было поручено Ф. Каптерева осуществляется на основе следующих принципов: соответствие воспитания в семье характеру ребенка, единство педагогических требований в семье, психолого-педагогическое образование родителей, единство требований семьи, школы и общества, уважение к личности ребенка в сочетании с требованиями психолого - педагогического обоснования, воспитание "в партнерстве", педагогическое содействие саморазвитию ребенка с учетом пола, Возраст и особенности личности детей. Семья как институт первичной социализации индивида осмыслив определенные П.Ф. Каптеревым цель семейного воспитания как целостного и гармоничного развития личности. Соответственно, содержание семейного воспитания предполагает развитие физической силы, сенсорных и умственных способностей, моральных и волевых чувств, религиозных и эстетических чувств, а также социальных и гражданских убеждений ребенка. С учетом двойной биосоциальной природы ребенка П.Ф. Каптерев имеет оправдано применение следующих методов, методик и методов обучения научно: беседа, Убеждение, пример взрослых, подражание, поощрение, наказание и детские игры. П.Ф. Каптерев разработал программу "семейная педагогика", внес вклад в разработку методики начального образования детей в семье.
Развивал проблемы дошкольного и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Он защищал общественные дошкольные учреждения и теоретически обосновывал их роль в формировании личности гражданина, формулировал основные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей, разрабатывал основы семейного образования. Под редакцией Каптерева была издана "энциклопедия семейного воспитания и образования". Первый общероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный Каптеревым, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В своих научных работах Каптерев касался проблем интенсификации умственного развития малышей, их социального и нравственного развития, значения игр и игрушек в формировании личности детей, роли моральной и физической обусловленности ребенка.
Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определял сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общеобразовательного образования. Антропология (прежде всего физиология и психология) считалась общей основой педагогики. Он обосновывал необходимость изменчивости общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры образовательного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, основанного на существовании различных "типов духа" (продуктивных, непродуктивных, смешанных) и, соответственно, жизненных профессий молодежи. Выделение признаков хорошего урока и правильного метода обучения с особым учетом эвристического метода обучения. Он выдвинул идею автономии педагогического процесса, свободной от давления государства и церкви. В качестве необходимого условия для такой свободы он рассматривал самоуправление школы, самостоятельность профессорско-преподавательского состава, т. е. сосредоточение руководства школой в руках учебного Совета, а не директора школы, профсоюзное свободу собраний и учителей, а также улучшение материального и правового положения учителей. С этих позиций он развивал теорию педагогического процесса и раскрывал ее роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля.