Подводя итог всему вышесказанному, следует уточнить, что в данной работе рассматривались такие преступления, как грабеж и разбой. Оба преступления посягают на общественные отношения, которые складываются на основании права собственности. Обладают довольно схожими составами, но несмотря на это являются разными преступлениями, о чем также было выявлено и упомянуто в ходе написания работы. Во время изучения материала для написания данной работе было проанализировано большое количество научной литературы, нормативно-правовых актов, научных статей, а также судебной практики, в частности постановления пленума Верховного суда РФ, которые содержат в себе особые рекомендации относительно квалификации рассматриваемых преступлений.
Проанализировав упомянутые источники, были выявлены положения относительно объективных и субъективных признаков разбоя и грабежа. Подробно были рассмотрены объект преступления, под которыми понимаются общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством и на которые происходит посягательство в ходе совершения преступного деяния. Объективной стороной признается то самое преступное деяние, которое посягает на упомянутые общественные отношения. Эти оба элемента входят в объективные признаки состава преступления, о чем подробно было описано в Главе 1 и Главе 2. Говоря о субъективных признаках, необходимо уточнить, что они включают в себя субъект и субъективную сторону. Под субъектом преступления понимается лицо, которое обладает специальными характеристиками, важными для уголовного права. Так в обоих рассматриваемых преступлениях, субъект преступления общий. Это означает, что к лицу предъявляются общие требования: возраст уголовной ответственности ( у данных составов, согласно ст. 20 УК РФ- четырнадцать лет), вменяемость (способность лица давать себе отчёт о совершаемых им деяниях и осознание их последствий), физическое лицо (то есть, субъектом преступления может быть только какое то конкретное лицо, человек, а не организация или коллектив).
Субъективную сторону представляет психическое отношение лица к совершаемому деянию, которых носят общественно опасный характер. В нашем случае, в этом заключается одно из отграничений рассматриваемых составов. Так, одним из вопросов, раскрываемых в данной работе, было отграничение разбоя и грабежа. Были выявлены различия данных составов, в ходе изучения материалов при подготовке к написанию научной работы. Так было установлено, что различия в составе разбоя и грабежа состоит в нескольких положениях. Такими признаны сами отношения, на которые происходит посягательство во время преступного деяния. Грабеж является перестроением с одним объектом, непосредственно отношения связанные с имущественными правами, в то время как разбой является преступлением с двумя объектами. Первый, как и у грабежа, это общественные отношения, складывающие по поводу имущественных прав, а второй- дополнительный, отношения, складывающие по поводу жизни и здоровья человека и гражданина.
Также в ходе анализа научных материалов было выявлено, что данные преступления имеют разные формы состава. Так грабеж имеет материальный состав преступления, то есть преступление считается оконченным в момент наступления общество опасных последствий. В данном случае, когда у грабителя появляется возможность распоряжаться похищенным имуществом. В случае с разбоем следует говорить о формально, а именно усеченном составе преступления, то есть преступление считается оконченным в момент начала совершения общественно опасного деяния.
Также важную роль играет способ совершения преступления. Как было выявлено, такое основание разграничения рассматриваемых составов преступлений, как способ его совершения разница. Грабеж, будучи открытым хищением, не содержит в себе особенных способов, в отличие от разбоя. Разбой в ходе своего совершения обязательно осуществляется посредством специальных приспособлений, например оружия. Важным замечанием, является то, что потерпевший должен понимать опасность применения такого оружия. В обратном случае, данное деяния нельзя квалифицировать как разбой, о чем говорилось выше.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, следует сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, а следовательно и цели можно считать достигнутым. Ответы на поставленные вопросы получены.