В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение роли риторического образования в формировании языковой личности. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены роль языкового образования в развитии личности, роль социальных фактов в формировании речи современных подростков;
- изучены роль учителя в формировании речи школьников;
- проведен анализ учебника Ладынежской Т.А. «Школьная риторика» для 5 класса;
- проведен анализ упражнений;
- представлен фрагмент урока.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
В школе с доскональным изучением английского языка очень важно учитывать все вышеперечисленные факты. Мы разработали концепцию лингвистического и гуманитарного образования и сформулировали роль всех школьных предметов в развитии личности, в развитии обучения языку. Большую роль в приобщении ученика к духовным ценностям национальной и мировой культуры играет русская литература, которая развивает языковую культуру ученика, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, социальному положению и исторической памяти. В настоящее время преподавание филологических дисциплин осуществляется в очень сложных социокультурных условиях:
- С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, его нормы дрожат, снижается языковая культура и грамотность, что действительно подменяет культурные ценности продуктами массовой культуры, падает интерес к изучению родного языка и литературы.
- С другой стороны, делается попытка возродить языковые пласты, связанные с обозначением морально-нравственных качеств и свойств человека. Обращается внимание на предметы домашнего искусства, в которых прославляется духовное начало человека.
По этой причине возникает проблема пересмотра методики преподавания русского языка и литературы и выработки единых подходов к филологическим дисциплинам.
Мы разработали четыре подхода:
а) коммуникативная деятельность,
б) функциональная,
в) текстовая,
г) этнокультурология.
Достаточно ли одного интеллекта, чтобы стать человеком? Одна из важнейших черт личности - потребность в духовности, «одухотворении». В качестве примера я хотел бы взять условные компоненты, составляющие понятие «духовность».
Эмоции, чувства (от элементарных ощущений до моральных переживаний). На этой основе происходит автопортрет личности, создаются шедевры поэзии. Осведомленность (понимание реальности, включение ее в систему приоритетных понятий, суждений). Память (не только хранит образы слова, тексты, значение слов и их оттенки, даже запахи, но и дает необходимые слова в языковом процессе). Ценностные ориентации (здесь осуществляется контроль над собой, самонаблюдение, самооценка, мир интересов, увлечений, таланта).
Все это работает в основном в лингвистических формах, и, по сути, весь мир индивида является одним языком, его средствами и вариантами. В овладении языком достигается гуманизация пения, поэтому основной задачей филологических дисциплин является раскрытие культурно-образовательного потенциала.
Одним из средств создания языковой среды, которая развивает личность, является использование в классе примеров из художественных произведений. К сожалению, в современном мире существует отказ от красоты, которая контрастирует с красотой и обустройством дома, традиционным обрядом и красотой слова. Прошло время, когда камни были рассыпаны, настало время их собирать. В современном мире существует понятие «экология» (изучается как раздел биологии). Но есть такое понятие, как экология души - способность человека противостоять негативным воздействиям, иначе - экология социальная.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.