В результате исследования было определено, что договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложную, многогранную юридическую структуру. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации гражданско-правовая ответственность поставщика наступает за невыполнение или ненадлежащее исполнение положений Закона о закупках.
На основании этого акта можно сделать вывод, что несмотря на то, что нормативные изменения в целом положительные, некоторые из них вызывают вопросы из-за своей непоследовательности. Например, предполагалось, что при совершении покупки заказчику предоставлялся широкий набор инструментов для ее реализации, но на самом деле практика использования методов закупки, кроме электронного аукциона и запроса цен, очень мала. Система контроля и обжалования покупок, в которой участвует любое физическое или юридическое лицо, подавшее заявку, также неэффективна. Существуют специальные организации, которые готовы шантажировать клиентов в интересах третьих лиц. Сам надзорный орган часто может принимать радикально противоположные решения по аналогичным вопросам, поскольку не существует специального органа, наделенного полномочиями давать разъяснения по тому или иному аспекту Закона о закупках.
Многие ошибки допускаются и на этапе подготовки документации. Заказчик часто не имеет профессиональных кадров в сфере закупок. На сегодняшний день существует множество учебных центров по повышению квалификации и обучению теории, и практике применения закона о закупках, но для такой деятельности государство установило требование получения лицензии на образовательную деятельность, при этом стандартов по учебной программе нет.
Безусловно, работа, связанная с доработкой Закона о закупках, ведется ежегодно, например, с середины 2020 года все закупки будут переведены в электронный формат, что положительно скажется на прозрачности отдельных процедур. Однако желательно обязать участников анализируемых договорных отношений указывать в заявке на участие в закупке полные данные об источниках и основаниях закупленных поставленных товаров. Также было бы неплохо подтвердить эту информацию соответствующими документами (например, заверенные копии подтверждающих документов). Это предложение можно было бы включить в статью 31 Закона о закупках.
Существенно изменится и порядок обеспечения заявки, которую правительство решило отменить. В целом, я считаю, что тенденции в развитии Закона о закупках положительные, но эта сфера настолько огромна, что невозможно охватить все сразу. Ведь прописать общие правила закупок в медицине, строительстве, оборонном заказе и технике очень сложно. Отсюда следует, что имеет смысл принять подзаконные и нормативные документы, ряд принципиально важных постановлений Правительства, создать библиотеку закупочной документации (проекты договоров, закупочная документация и др.), Методических и учебных материалов.
Кроме того, желательно ввести стандарты для обучающих организаций и создать орган, который разъяснит все аспекты закона о закупках. С точки зрения совершенствования законодательства, считаю, что необходимо ужесточить требования закона, касающиеся правового статуса комиссии заказчика, рассматривающей заявки на тендере.
Так, в статью 9 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» целесообразно добавить требование о том, чтобы все члены Комиссии, а не только один из них должны пройти обучение.
Также необходимо повысить ответственность за так называемый сговор или подлог между представителями заказчика и потенциальными поставщиками.
Кроме того, законом о размещении заказов предусмотрен специальный механизм стимулирования исполнения государственных и муниципальных контрактов — это ведение реестра недобросовестных поставщиков (ст. 19).
Недобросовестными поставщиками признаются:
- участники размещения заказа, уклонившиеся от заключения договора;
- поставщики, контракты с которыми расторгнуты в связи с существенным нарушением с их стороны.
Информация о недобросовестных поставщиках хранится в реестре 2 года, после чего подлежит исключению из реестра.
Ответственность за нарушение этих обязательств основана на Общей модели договорной ответственности предпринимателей на основе риска.
Особый случай ответственности государственного заказчика предусмотрен статьей 533 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это происходит, если поставщик впоследствии понес убытки при исполнении государственного контракта. Это возможно, например, когда цена контракта не покрывает все производственные затраты поставщика. В этом случае государственный заказчик обязан возместить указанные убытки в течение 30 дней с момента поставки товара. Государственный заказчик также возмещает покупателю убытки, возникшие в связи с расторжением или изменением договора поставки в результате отказа государственного заказчика от товаров по госконтракту (п. 2 ст. 534 ГК РФ).
И это вполне разумно, поскольку расторжение или изменение контракта поставщиком в таких случаях является принудительным и связано с расторжением или изменением соответствующего государственного контракта.