Введение 3
1.Теоретические положения характеристики легализации имущества нажитых преступным путем 5
1.1.Исторические этапы формирования политики противодействия легализации имущества нажитого преступным путем 5
1.2.Правовое регулирование противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем 8
2 Анализ эффективности современной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию на примере терроризма России и ее роли в экономической безопасности страны 13
2.1 Анализ российской практики противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма 13
2.2. Оценка эффективности российской системы противодействия преступных доходов и финансированию терроризма: основные угрозы, уязвимости и риски 22
Заключение 29
Библиографический список 32
Читать дальше
Недостаточный уровень эффективности российской финансовой разведки уже не может объясняться издержками стадии организации - все-таки системе уже более 15 лет. Потенциал для увеличения эффективности скрывается в первую очередь в организационном построении службы и ее взаимодействии с правоохранительными органами. В России финансовая разведка представлена в ярко выраженном административном типе с классическим внешним взаимодействием с правоохранительными органами. Сотрудники МВД России, ФСБ России и СК России не имеют прямого доступа к базам финансовой информации, носителем которых выступает Росфинмониторинг, поэтому работа строится на принципе «запрос-ответ», где взаимодействуют две изолированные друг от друга системы: либо правоохранительный орган пытается просветить что-то, что ему стало известно из оперативной и следственной работы, либо аналитиками Росфинмониторинга проводятся так называемые «инициативные» финансовые расследования.
Однако в передаваемых в правоохранительные органы документах ставится пометка «не приобщать к материалам уголовного дела», поскольку аналитики Росфинмониторинга опираются лишь на сообщения от субъектов первичного мониторинга, формирующих базу данных, а не на реальные выписки по движению денежных средств или иные первичные документы.
Более того, сама методика исследования, применяемая аналитиками Росфинмониторинга, предполагает лишь первичную фиксацию изображение схемы движения денег без комплексной отработки задействованных в ней контрагентов (например, как это делается такими же аналитиками государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и
Банка России либо государственными судебными экспертами при изучении похожих схем вывода активов в банках). Используемые механизмы минимизируют риски утечки информации и возможной коррупции, но таким крайне рафинированным механизмом взаимодействия наносится мощный удар по эффективности всей системы использования финансовой информации при борьбе с преступностью! Именно поэтому эта потенциальная мощь базы сомнительных операций, измеряющихся триллионами рублей, приводит к фактически единичным обвинительным приговорам и изъятием лишь определенной части теневого капитала, который достаточно изворотливо уходит от лобового административного давления Банка России!
Однако если бы рабочие группы, состоящие из оперативников, следователей и экспертов правоохранительных органов, обладали доступом к базам финансовых данных в режиме реального времени, аналитики Росфинмониторинга использовали при «углубленных» финансовых расследованиях методики фиксации схем с учетом опыта Банка России, ГК «АСВ» и государственных судебных экспертов, а финансовый анализ по движению денег оперативно сочетался бы с классическими действиями правоохранительных органов по прослушиванию телефонных переговоров, наблюдением за лицами, проведением своевременных обысков и выемок в исследуемых ими организациях, назначением экономических экспертиз по изъятой документации, КПД этой системы вырос бы в разы.
Основными путями решения проблем взаимодействия кредитных организаций и клиентов, снижения коррупционных рисков и повышения эффективности системы ПОД/ФТ в целом могут стать:
1) трансформация подхода кредитных организаций к работе по ПОД/ФТ в соответствии с Методическими рекомендациями ЦБот 10.11.2017 № 29-МР;
2) разработка конкретных методик, позволяющих кредитным организациям чѐтко ответить на вопрос, является ли конкретная операция сомнительной или нет, при этом данные методики должны основываться на едином видении ситуации и регулятором и кредитными организациями;
3) реализация положений Концепции совершенствования регулирования в национальной платежной системе в части:
- развития единого идентификатора клиента;
- использования электронных средств платежа в качестве инструмента для идентификации и верификации;
- развития системы упрощенной идентификации (с использованием публичных баз данных);
4) научно-обоснованный подход при качественной и количественной оценке последствий тех или иных изменений нормативно-правовой базы в сфере ПОД/ФТ с учетом имеющегося опыта.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем за 2017-2019 годы. Основные выводы. Публичная версия. [Электронный ресурс]. 22 с. Режим доступа: http://org-rsa.ru/upload/Ozenka_riskov.pdf (дата обращения:06.12.2020)
3. Захарченко Е.С., Грешнова Т.В. К вопросу о роли ЦБ РФ в системе ПОД/ФТ [Текст]. Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: ученые записки. – Вып.24.-Ростов н/Д: Издательскополиграфический комплекс Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2017. С. 24-30.
4. Гетманская А.Д. Ограничение наличных расчетов как инструмент противодействия теневым экономическим процессам [Текст]. В сборнике: Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансирования терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности Сборник докладов Всероссийской научнопрактической конференции [Текст]. Под редакцией А.У. Альбекова. 2017. С. 79-82.
5. Козлов В.А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма: научно-практическое пособие [Текст] / В.А. Козлов. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2018. – 224 с.
6. Кадовик Е.И., Арутюнов А.А. Организованная группа, преступное сообщество и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем [Текст] // Юридический мир. 2002. № 4. С. 2-3.
7. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. [Текст] М., 2005
8. Лапунин М.М. Особое мнение // Проблемные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям : материалы науч.-практ. конф. [Текст] (г. Пенза, 28 июня 2018 г.) / под ред. Н.Е. Канцеровой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018.
9. Сигаев Р.А. Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и альтернативным схемам обналичивания денежных средств в практике работы контролирующих и правоохранительных органов Пензенской области [Текст]// Проблемные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям: материалы науч.- практ. конф. (г. Пенза, 28 июня 2018 г.) / под ред. Н.Е. Канцеровой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018.
10. Скобелкин Д.Г. Результат нашей работы – устойчивая динамика снижения объемов сомнительных операций [Текст]// Финансовая безопасность. – 2018. – № 20.
11. Таран, А. С. Уголовный процесс. Практикум. Учебное пособие [Текст]/ А.С. Таран. - М.: Юстиция, 2016. - 430 c
12. Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [Текст]// Законодательство и экономика. 2004. № 4. С.3-4.
13. Сенчагов В.К., Экономическая безопасность России. Общий курс [Текст]/ Сенчагов В.К., - 5-е изд., (эл.) - Москва: БИНОМ. ЛЗ, 2018. - 18 с.
14. Терещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства [Текст]/Л. К. Терещенко. — М. : Инфра-М, 2013. — 227 с.
15. Хабриева Т.Я. Страницы истории и очерки о научных школах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации[Текст] / Т. Я. Хабриева [и др.]. — 4-е изд., доп. и перераб. — М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2015. — 568 с.
16. Честнов И. Л. Принципы права в постклассическом измерении[Текст] / И. Л. Честнов // Принципы права : сб. ст. / под ред. Д. А. Пашенцева, А. Г. Чернявского. — М. : Русайнс, 2015. — С. 4–23.
17. Официальный сайт Международного валютного фонда. [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/ (дата обращения: 06.12.2020.)
18. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения:06.12.2020)
19. Лафитский, М. А. Цирина Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма[Текст] / В. И. Лафитский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лафитский, М. А. Цирина. — М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2014. — 416 с.
20. Встреча с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60 031 (Дата обращения: 06.12.2020).
21. Hulsman L. Critical Criminology and the Concept of Crime / L. Hulsman // Contemporary Crisis. — 1986. — № 10. — P. 63–80.
Читать дальше