ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1 Понятие межличностного общения в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Гендерные особенности младших школьников 9 1.3 Педагогический опыт по учету гендерных особенностей младших школьников в школе 22 Выводы по главе 29 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31 2.1 Организация методов исследования 31 2.2 Результаты эмпирического исследования 32 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста для родителей и педагога 44 Выводы по главе 52 Заключение 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Особенности межличностного общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
57% уникальность
2020 год
25 просмотров
Красногорова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1 Понятие межличностного общения в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Гендерные особенности младших школьников 9 1.3 Педагогический опыт по учету гендерных особенностей младших школьников в школе 22 Выводы по главе 29 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31 2.1 Организация методов исследования 31 2.2 Результаты эмпирического исследования 32 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста для родителей и педагога 44 Выводы по главе 52 Заключение 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Читать дальше
Актуальность проблемы исследования ориентируется отличительными чертами половой самоидентификации, происходящей в младшем школьном возрасте, которая оказывает большое влияние на межличностное общение в потрясающем коллективе. Это воздействие отмечалось в работах таких авторов, как О. А. Дружинина, И.С. Кона, В.В.


Вы хотите купить курсовую работу по менеджменту организации? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


. Абраменковой, В.Н. Мясищева и других. Педагогическая практика показывает такую возрастную особенность учащихся: объективно существующие гендерные отличия младших школьниковмогут отражаться на межличностных отношениях детей отрицательно. Учащиеся общаются больше со сверстниками собственного пола, а к детям другого пола относятся без должного уважения, нередко ссорятся. Конфликтные отношения в группе могут быть, помимо прочего, обусловлены непрофессионализмом учителя, озабоченного исключительно процессом обучения.Но гармоничное становление личности и, в частности, развитие его эмоционального пола (В.В.Абраменкова) наблюдается в процессе общей деятельности ребенка с другими детьми, и еще со взрослыми, что накладывает особую ответственность на учителя, как «носителя культурных форм поведения». Таким образом, проблема воздействия пола на межличностные отношения в младшем школьном возрасте присутствует и являются актуальной дляпсихологической науки и практики. В следствии этого специалисту по психологии, педагогам важно знать специфики взаимоотношений междумальчиками и девочками, с тем чтобы, уметь корректировать трудности в межличностных отношениях в коллективе, также содействовать социализации детей с учетом специфики пола ребенка. Актуальность проблемы, потребности педагогической практики обусловили выбор темы исследования: «Особенности межличностного общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста». Объектом исследования: межличностное общение. Предмет исследования: особенности межличностного общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить особенности межличностного общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. рассмотреть понятие межличностного общения в психолого-педагогической литературе; 2. изучить гендерные особенности младших школьников; 3. изучить педагогический опыт по учету гендерных особенностей младших школьников в школе; 4. выявить особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста; 5. обработать и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы; 5. разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста для родителей и педагога. В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: что существует отличия в особенностях межличностного общения у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, они проявляются в следующем: – образование однородных по полу групп (гомогенизация) Методы исследования: в работе использовались теоретический анализ и обобщение исследований по проблеме, эксперимент, наблюдение, комплекс психодиагностических методик (тестов), методы математической обработки данных. Теоретико-методологической основой исследования стали: идеи гендерного подхода в педагогике (Т.П. Белова, Г.М. Бреслав, Н.Ю. Ерофеева, И.А. Кириллова); положения об использовании социальной конструкции гендерных составляющих (гендер, гендерные стереотипы, гендерная социализация) в организации профильного обучения (С. Бем, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, Н.Н. Коростылева, А.А. Чекалина); концепции проектирования жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе (С.Г. Броневщук, Л.Ф. Шустова, С.Н. Чистякова, Е. Ярская-Смирнова, концепция личностно ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова); концепции половой социализации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.И. Слободчиков), теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Теоретическая значимость исследования: обоснованы направления работы по повышению эффективности обучения в школе с учетом гендерных особенностей школьников; расширены и дополнены теоретические представления о содержании работы по организации учета гендерных особенностей в обучении школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, разработанные нами рекомендации могут быть применены, психологами, педагогами, работающими с детьми с младшего школьного возраста. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Основной задачей данной работы было выявление и изучение особенностей межличностных отношений младших школьников. Для этого было использовано наблюдения, результаты которого показали, что: отношения детей 1 класса часто беспредметные и несодержательные. Основная задача этих взаимоотношений - физическая разгрузка, отдых. В то время как в 3 классе они предмет, содержательные и стойкие устойчивые отношения, дружеских пар в 1 классе мало, граница между участниками учебного коллектива и другими людьми слабо дифференцирована. В 3 же классе много дружеских пар, детей, симпатизирующих друг другу; поведение первоклассников в большинстве случаев направлено на то, чтобы привлечь внимание учителя. Ученики же 3 класса в своих поступках более ориентируются на сверстников, на построении отношений с ними; несмотря на некоторую эгоцентричность и обращения первоклассника на педагога, они могут как предложить свою помощь сверстнику, так и обратиться за ней. Третьеклассники упорно помогают друг другу, в своем стремлении помочь могут даже нарушить учебную норму. В ходе исследования: 1. Установлено, что понятие «отношения» отражают взаимодействие между субъектами педагогического процесса, а «межличностные отношения» - субъективные связи между людьми, возникающих в условиях их взаимодействия и общения; системы установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы отношению к своим коллегам, с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Установлено, что особенности межличностных отношений младших школьников, которые выявляются в ходе их взаимодействия и общения при выполнении учебно-воспитательных задач, в общественной работе, в процессе внеурочного общения и т.д., состоит в том, что они возникают и строятся на спонтанной основе, без учета психологических и индивидуальных особенностей друг друга, на основе симпатий и антипатий, поверхностных суждений друг о друге на фоне переоценки сложившихся в школе ценностей и жизненных ориентиров; формирование отношений происходит часто в атмосфере напряжения, конфликтности, иногда даже враждебности, обусловленных качественно новым условиям обучения и взаимодействия. 2. Доказано, что успешность формирования межличностных отношений младших школьников обеспечивается внедрением в учебно-воспитательный процесс таких педагогических условий: (реализация принципа преемственности в организации взаимодействия, создание образовательной среды, характерным признаком которого является благоприятный микроклимат в классе, направленный на формирование коммуникативных умений).
Читать дальше
1. Абульханова–Славская, К.А. Стратегия жизни[Электронный ресурс]/ К.А. Абульханова–Славская. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/abulhanova-slavskaya-ka-strategiya zhizni_9584dd05e41.html. – (Дата обращения: 2.02.2020). 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания/ Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева – М.: Аспект Пресс, 2015. – 376 с 4. Бодалев, А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. - М.: ВЛАДОС, 2010. – 312 с. 5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности/ Е.П. Белинская – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с. 6. Богданович, В. Сфера общения / В. Богданович – М.: Золотое Сечение, 2015. – 332 c. 7. Болтунова, А.И. Особенности межличностного общения среди подростков / А.И. Болтунова // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 492-494. 8. Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения/ М.Ю. Бужигеева // Педагогика. – 2002. – №8. – С. 29-35. 9. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С. С. Бычкова – М.: АРКТИ, 2017. – 96 с. 10. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – 3-е изд. – 2016. – 272 с. 11. Волынская Л.Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно–смысловой структуры личности в дальнейшем // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С. 114–121. 12. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова – М., 2006. – 214 с. 13. Горянина, В.А. Психология общения/ В. А. Горянина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. 14. Даренская, Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренская // Ребенок в детском саду. – М., 2010. – 215 с. 15. Доронова, Т.Н. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) / Т.Н. Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2009. – № 3. – С. 3-6. 16. Дубровская, Е. Н. Вместе или порознь? Сравнительная характеристика смешанных и раздельных классов. В материалах 1- ой Всероссийской научно - практической конференции «Опыт и перспективы поло - личностного (гендерного) образования в России» (Железногорск, 22-23 сентября 2009). - М.: 2010. – 521 с. 17. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира[Электронный ресурс]/ В.Д. Еремеева, Т.П .Хризман. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0249/60249-1.shtml. – (Дата обращения: 10.01.2020). 18. Ерофеева, Н.В классе мальчики и девочки… Как их учить? / Н. Ерофеева //Народное образование.– 2001. – №2. – С.169-171. 19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя – М.: Академия, 2016. – 369 с 20. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.Ильин. – М.: Питер, 2015. – 410 c. 21. Киммел, М. Гендерное общество/ М. Киммел – М.: РОССПЭН, 2006. – 464 с. 22. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева – Ярославль: ЯГПУ, 2016. – 106 с. 23. Козловская, Г.В. Совместное обучение привело к нивелировке полов / Г.В. Козловская // Народное образование. – 2002. – №1. – С. 147-153. 24. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с. 25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Электронный ресурс]/ И. Ю. Кулагина. – Режим доступа: https://fusionpiter.ru/articles/birth-till-17-years. – (Дата обращения: 02.03.2020). 26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. – М., Педагогика, 2010. – 318 с. 27. Лисина, М.И. «Формирование личности ребенка в общении»/ М. И. Лисина – Питер; 2009. – 145 с. 28. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. –124 с. 29. Ломов М., Проблема общения в психологии / М. Ломов - М.: Наука, 2014. – 280 c. 30. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. / А. А. Максимова –М.: ТЦ Сфера, 2015. – 78 с 31. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Л.Г. Марцинкрвская – М., 2012. – 254 с. 32. Моисеева, Л.Г. Психологическое сопровождение детей 3-5 лет в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности / Л.Г. Моисеева // Справочник педагога-психолога. – 2012 .– №1.– С. 16-30. 33. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – Режим доступа: http://dissers.ru/books/2/1927-1.php. – (Дата обращения: 01.02.2020). 34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина – М.: 2000. – 456 с. 35. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев – Воронеж, 2016. – 547 с. 36. Надолинская, Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л.Н. Надолинская //Педагогика. – 2004. – №5. – С. 30 - 35. 37. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В кн. 3 / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2016. – Кн.2: Психология образования. – 608 с. 38. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова – М.: 2015. – 214 с. 39. Пашук, Н.С. Психология речи / Н.С. Пашук.– Мн., Изд-во МИУ, 2016.– 216 с. 40. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева – М. Изд-во «Когито-Центр», 2014. – 314 с. 41. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: 2003. – 416 с. 42. Пушкарева, Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. – С. 25-32. 43. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика/ Д.Я. Райгородсий – Самара. 2015. – 672 с. 44. Сапогова, Е.Е. "Психология развития человека": уч.пос/ Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2005. – 460 с. 45. Сиротюк, А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Сиротюк // Народное образование. – 2003. – №8. – С.136 - 139. 46. Сиротюк, А.Л. Половые дихотомии психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк //Вестник ТвГУ. – 2012. – №3. – С.45-52. 47. Современный учитель: личность и деятельность: Сборник материалов по итогам VI общеуниверситетских чтений. Том. 1/ Под ред. С.А. Ворониной. В 2-х томах.-М.: Директ-Медиа, 2014.–197с. 48. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Сухов А.Н., Бодалёв А.А., Казанцев В.Н. и др. М.: 2001. – 600 с. 49. Фархитдинова, О.М. Гендерный вызов в практике образования: проблема основания // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей. – Екатеринбург: ЕГУУ, 2014.– С. 27–37. 50. Фефелова, В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте / В.И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. – 2007. – № 1. – С. 56-59. 51. Фопель, К. Как научить ребенка сотрудничать?/ К. Фопель – М., 2003.– 217 с. 52. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова – М., 2010. – 245 с. 53. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ О.А. Шаграева – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 245 с. 54. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы. – Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/psihologia/elkonin-d-b-psikhologicheskie-voprosy-formirovaniya-uchebnoj-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste.htm. – (Дата обращения: 03.02.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Личные права и обязанности супругов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Семейное право
курсовая работа
Убеждение и принуждение как основные методы государственного управления
Количество страниц:
30
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image