Российская экономика сегодня испытывает новые вызовы, и госбюджетное финансирование не может полностью обеспечить развитие всей сферы физической культуры и спорта в целом, как и других направлений. В связи с этим встает острый вопрос контроля расходования бюджетных средств, а именно доходов и расходов бюджетных организаций.
В представленной работе изучены основные аспекты организации учета и анализа доходов и расходов бюджетного учреждения, пути оптимизации финансирования и расходов бюджетных учреждений, направления государственного бюджетного финансирования, а также показана социально-экономическая эффективность вложения средств в развитие физической культуры и спорта.
В работе изучены основы бухгалтерского учета как бюджетных, так и коммерческих организаций, которые закреплены в Федеральном законе от 06.12.2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основные принципы едины для бухгалтерского учета организаций всех форм собственности. Однако система бухгалтерского учета бюджетных учреждений характеризуется наличием специальной нормативно-правовой базы: постановления Правительства РФ, инструкции, приказы, письма Министерства финансов РФ и прочее. Основным нормативным актом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета бюджетных организаций, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.2008 г. № 174н.
Было отмечено, что специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности бюджетного учреждения определяется его уставом.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, был сделан вывод, что в отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, где главной задачей отчетности является оценка их деятельности, отчетность бюджетных учреждений ориентирована, прежде всего, на контроль деятельности учреждений со стороны органов государственной власти.
Правоспособность бюджетных учреждений, входящих в систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться полученными денежными средствами.
Чтобы обязательность внутреннего финансового контроля стала повсеместной нормой управления государственными финансами, а возможности контроля - реальными, существующие оплошности в бюджетном законодательстве следует устранить. Надо учесть, что в бюджетных учреждениях «первую линию» контроля представляет бухгалтерия. Без ее участия никакие расходы невозможны. Поэтому службы внутреннего контроля должны быть созданы во всех бюджетных организациях, имеющих бухгалтерии. Проверка состояния и эффективности внутреннего контроля, соблюдения его органами законодательства о финансовом контроле должна стать функциональной обязанностью всех органов внешнего контроля.
В процессе исследования было выявлено, что в бюджетной сфере на сегодняшний день существует множество проблем таких, как: высокая изношенность основных фондов, низкий уровень заработной платы работников, неравномерное финансирование и т.д.
Таким образом, в представленной работе был рассмотрен процесс учета и внутреннего контроля доходов и расходов бюджетного учреждения ФАУ МО РФ ЦСКА и выявлены основные проблемы.
Как показало проведенное исследование, основными проблемами финансирования исследуемого бюджетного учреждения ФАУ МО РФ ЦСКА выступают: высокая изношенность основных фондов, низкий уровень средней заработной платы персонала, недостаточный уровень финансирования вложений в основные средств, недостаточное использование возможностей по увеличению внебюджетных расходов.
По мнению автора, эффективное планирование расходов бюджетного учреждения ФАУ МО РФ ЦСКА на основе расширения перечня услуг позволит повысить заработную плату сотрудников учреждения, обновить материально-техническую базу учреждения, что повысит эффективность работы учреждения и качество оказываемых услуг в целом в будущем.
Более подробно внутренний контроль был проведен на примере кластера спортивных школ ФАУ МО РФ ЦСКА.
В целом рассмотренное бюджетное учреждение ФАУ МО РФ ЦСКА функционирует за счет средств бюджета, а также средств от приносящей доход деятельности. Основным финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и распределение средств, выделяемых из бюджета на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности.
Проведенное исследование показало, что учреждение расходует средства бюджета по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Планирование финансово-хозяйственной деятельности осуществляется на основе государственного задания. Было выявлено, что внутренний контроль в учреждении осуществляется по стандартной методике и требует доработки в области проверки арифметических показателей, сверок расчетов, разработки мер от несанкционированного доступа к информации.
Проведенный контроль предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Россий¬ской Федерации.