Подводя итоги, отметим, что поставленные перед написанием работы цели и задачи были выполнены в полном объеме.
В работе было сформулировано определение поставщиков и подрядчиков, рассмотрены основные понятия, связанные с регулированием расчетов с данными контрагентами, такие как договор, формы расчетов, кредиторская и дебиторская задолженность. Были определены цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Анализ нормативной базы, имеющей четырехуровневую структуру, позволил сформировать целостное представление о том, как должен быть построен бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Знакомство со специальной литературой, освещающей различные аспекты учета и аудита анализируемого объекта, позволил структурировать информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками, а также выявить, какая литература является базовой, а какая может стать ценным пособием, позволяющим детализировать знания в изучаемом вопросе. В силу активной интеграции российских правил и международных стандартов учета, внимание было уделено рассмотрению различий в подходах к регулированию расчетов с поставщиками и подрядчиками. Было выявлено, что основные различия касаются признания, оценки, прекращения признания кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Он предполагает ведение аналитического учета по каждому счету, предъявленному покупателем, а при наличии расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю. План счетов бухгалтерского учета предлагает вести аналитический учет расчетов с покупателями таким образом, чтобы обеспечивать возможность получения наиболее полных данных по «…покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, сроку поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок». План счетов не предлагает конкретного разделения по субсчетам, торговая организация открывает их самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной деятельности, и отражает в приказе об учетной политике предприятия.
Такой подход вполне обоснован, так как организации или индивидуальному предпринимателю, специализирующимся на розничной торговле и получающим оплату за товар исключительно наличными средствами через кассу, разумеется, нет необходимости предусматривать для счета 62 субсчета для учета, например, расчетов по векселям. Им так же нет необходимости вести учет по каждому покупателю, так как в случае розничной торговли покупатель (потребитель) в бухгалтерском учете обезличен.
Вторая глава работы посвящена рассмотрению организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии «АртВР-строй». Была сформирована организационно-экономическая характеристика компании, включающая в себя рассмотрение структуры экономического субъекта, краткий анализ его финансово-хозяйственной деятельности, характеристику отдела бухгалтерии. Активно-пассивный сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для углубленного учета и формирования проводок по поставщикам. На нем ведется как синтетический, так и аналитический учет в разрезе контрагентов, товаров, сделок, видов оплаты. Информация обобщается по:
• Поступившим ТМЦ, включая неотфактурованные поставки (без расчетных документов).
• Принятым/выполненным услугам, работам.
• Потребленным услугам, включая получение газа, электроэнергии, пара, воды и прочих ресурсов.
• Услугам по переработке/доставке ТМЦ, оплачиваемым путем передачи акцептованным требований в банк.
• По плановым расчетам.
• По расчетам, обеспеченным не денежными способами – векселями, ценными бумагами и пр.
• По излишкам, выявленным во время приема ТМЦ/услуг, включая переборы/недоборы тарифов.
При отражении расчетов с поставщиками и покупателями проводки делаются на основании оправдательных первичных документов – товарных и транспортных накладных, актов выполненных услуг/работ, платежных требований/поручений, кассовых чеков и пр. Согласно Закону № 402-ФЗ от 06.12.11 г. предприятия вправе воспользоваться существующими унифицированными или разработать собственные формы с указанием обязательных реквизитов.
Детальному анализу был подвергнут такой участок учета, как расчеты с поставщиками и подрядчиками. Использование инструментария экономического анализа: горизонтального и вертикального анализа, то есть сравнение абсолютных величин кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а также расчет удельного веса в общем объеме кредиторской задолженности, расчет показателей оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей, позволил оценить эффективность управления расчетами предприятием «АртВР-строй». В работе представлена схема документооборота по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Были приведены типовые примеры возникновения и погашения обязательств перед контрагентами, отражающие использование компанией разных форм расчетов (денежной - с применением аккредитива, не денежной – с использованием зачета взаимных требований); иллюстрирующие вариант учета в случае неотфактурованных поставок; отражающие учет курсовых разниц в случае сотрудничества с нерезидентом и др.
Для улучшения структуры и состояния дебиторской задолженности, а также её минимизации, в ООО "АртВР-строй" были предложены следующие рекомендации:
сформировать систему кредитных условий для заказчиков услуг;
предоставление скидки на оказываемые услуги;
разработка и использование регистров по контролю за состоянием дебиторской задолженности;
приобретение и внедрение автоматизированной системы управления дебиторской задолженностью в целях эффективного управления дебиторской задолженностью, в виде программы «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия»;
изменить сроки инвентаризации дебиторской задолженности.
Предложенные рекомендации должны способствовать улучшению взаимоотношений с деловыми партнерами, привлечению новых клиентов, а также разрешению проблем с текущей платежеспособностью и ритмичностью функционирования предприятия.
Предприятие активно работает с теми или иными поставщиками, совершается большое количество операций, то рекомендуется ежемесячно подписывать акт сверки взаимных расчетов. Но обязательно в рамках годовой инвентаризации такие акты необходимо подписывать со всеми поставщиками и подрядчиками.
Внедрение предложенных рекомендаций на предприятии позволит улучшить структуру дебиторской и кредиторской задолженности, а также увеличит собственный капитал предприятия и будет способствовать повышению платежеспособности и финансовой устойчивости.