Изобразительное искусство - один из специфических человеческих языков, возникший задолго до появления словесных. Он прошел долгий эволюционный путь от символического обозначения предмета или явления до художественно-образной передачи эмоционального и интеллектуального опыта: от художника к зрителю, от одного поколения к другому.
Анализ литературы по изобразительной деятельности детей показывает, что важнейшей задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства. Но на практике способность ребенка отражать свои переживания в графической и пластической форме или овладевать техническими навыками ограничивается нехваткой материальных ресурсов, набором плохо составленных визуальных образов, шаблонных изображений, а также отсутствием специальных знаний и навыков учитель.
Полноценное творческое развитие средствами изобразительного искусства на уровне, доступном для ребенка в дошкольном образовательном учреждении, существенно повлияет на качество общего развития ребенка, если:
- регулярно проводятся уроки изобразительного искусства; - на уроках ребенок получит как практические, так и теоретические знания изобразительного искусства;
- занятия будут включать задания на развитие мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глаза, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции на картинке и т. д .;
- учитель будет использовать различные формы и методы проведения занятий;
- педагог поддержит интерес ребенка к изобразительной деятельности; занятия изобразительной деятельностью в детском саду, помимо выполнения учебных заданий, являются важным средством всестороннего развития детей.
Обучение рисованию, лепке, применению и дизайну в дошкольном возрасте способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Визуальная деятельность тесно связана со знанием окружающей жизни. Во-первых, это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т. д.), знание взаимосвязи действий с полученным результатом.
В дальнейшем ребенок приобретает знания об окружающих предметах, материалах и оборудовании, но его интерес к материалу будет определяться желанием передать в наглядной форме свои мысли и впечатления об окружающем мире. Чтобы правильно изобразить предмет, нужно иметь о нем четкое представление, то есть видеть характерные черты предмета, их взаимосвязь между собой, форму, цвет.
В раннем дошкольном возрасте ребенок в своих рисунках выделяет лишь некоторые из наиболее ярких черт, которые иногда не являются существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять в образе самое главное, необходимое. В процессе зрительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неправильном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Представление о ребенке шире и богаче его зрительных возможностей, поскольку развитие представлений опережает развитие зрительных навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размер и цвет изображения, пытаясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Например, на рисунке «Моя семья» ребенок увеличивает размер матери, чтобы показать ее значимость; любимые предметы окрашены в яркие цвета и т. д. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать навыки, полученные при рисовании одного предмета в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать и оперировать понятиями.
В настоящее время широко изучается вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, помимо наглядных и эффективных форм мышления, непосредственно связанных с процессом практической работы, возможен более высокий уровень развития мышления - наглядное и образное. Ребенок может представить результат своей работы на основе мысленных операций, а затем начать действовать. В процессе обучения происходит развитие визуального и образного мышления. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что для успешного овладения приемами изображения и создания выразительного образа требуется не только четкое представление об отдельных предметах, но и установление связей между внешним видом предмета и его назначением. Поэтому перед тем, как приступить к изображению, дети решают мысленные задачи на основе сформированных ими представлений, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он не воспринимал чувственно. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. И уже через 5-7 лет в связи с приобретением опыта и повышением умственной активности в творческом процессе меняется и создаваемый детьми образ. 0 Визуальная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения слушать и выполнять задания, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дарит детям богатые впечатления, которые затем отражаются в их рисунках, аппликациях и т. д.
В процессе рисования фиксируется отношение к изображению, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые он испытал при восприятии этого предмета или явления. Поэтому содержание работы имеет большое влияние на формирование личности ребенка. Природа дает богатый материал для этических и эстетических переживаний: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (грозы, морской прибой, метели и т. д.). В процессе рисования и лепки формируются такие важные личностные качества, как активность, самостоятельность, инициативность, которые являются основными составляющими творческой деятельности.
Проблема в том, что изобразительное искусство - это не наука, его кажущаяся простота и доступность для восприятия создают впечатление, что нет необходимости создавать жесткую систему обучения, определять логику этой дисциплины, разрабатывать учебники. Таким образом, зрительная деятельность - важное средство развития личности дошкольника. В зрительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательных и творческих составляющих сложной структуры личности. Дети в возрасте 5-6 лет подвержены педагогическим воздействиям, направленным на их умственное развитие. Этот период чувствителен к развитию зрительной деятельности детей.