В работе были рассмотрены теоретические вопросы образования новой республики. Проанализировано образование Донецко-Криворожской Республики.
Могла ли существовать ДКР как самостоятельное государственное образование? Нет сомнения, что Донбасс – это сильный, промышленный самодостаточный регион, и он может быть самостоятельным и независимым. Другое дело, что отцыоснователи ДКР никогда не помышляли об отделении от Российской Федерации и планировали стать ее автономным субъектом. Потому и флаг использовался исключительно красный. Недаром 19 марта 1918 г. ДКР вошла в состав Украинской советской республики, которая к середине апреля была почти полностью захвачена германскими войсками.
На основе решений II Всеукраинского съезда Советов ДКСР подчиняла свои вооруженные силы командующему вооруженных сил украинской советской республики АнтоновуОвсиенко. Среди руководства ДКР не было единой точки зрения о дальнейшем политическом статусе республики. Некоторые Донецко-Криворожские лидеры (Васильченко, Жаков, Филов и пр.) категорически высказались против постановления ЦК РКП(б) на II Всеукраинском съезде Советов в Екатеринославле (17–19 марта 1918 г.), подтверждающего, «что Донбасс рассматривается как часть Украины». И 29 марта в знак протеста Васильченко, Жаков и Филов вышли из состава правительства республики. За неподчинение партийной дисциплине (ведь это решение было санкционировано Лениным) они были исключены из партии.
Некоторые делегаты от Криворожья, присутствовавшие на конференциях большевиков и съездах Советов ДКСР (В. Валявка, С. Тынок, П. Сиволап, О. Фесенко, В. Бондаренко), также поддерживали тезис о праве области на самоопределение. Большая же часть их однопартийцев на Криворожье не приветствовала идеи отдельного – не в составе Украины – государственного образования. Бывшее руководство ДКР пыталось вернуться к вопросу об автономии после окончательного утверждения советской власти.
Однако судьбу ДКР решили в Москве. Проводя свою национальную политику, Ленин выступал за создание единой советской Украины, не желая отделения от нее промышленных регионов. Большевики осознавали, что Украина – это исключительно крестьянский край, который необходимо усилить промышленным рабочим элементом за счет промышленного Донбасса, видя в нем основу и опору Советской власти. Руководствуясь указаниями ЦК РКП(б) и установками Ленина, против «расчленения Украины» выступал и Артем. 17 февраля 1919 года совет обороны РСФСР постановил: «Просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса».
Большая часть территории ДКСР, согласно подписанному договору между Украиной и Россией, была передана образованной Украинской ССР. Дальнейшая судьба большинства комиссаров ДКР сложилась трагически. Из десяти наркомов первого состава ДКР лишь один умер своей смертью. В 1921 г. при загадочных, до сих пор до конца не расследованных обстоятельствах погиб премьерминистр республики Ф. Артем – Сергеев, а с 1931 по 1938 год один за другим расстреляны восемь членов бывшего Совнаркома ДКР. И лишь донецкий нарком труда Борис Магидов какимто чудом уцелел, хотя тоже подвергся репрессиям и был арестован в 1939 г.
Так расстреливали не только Донецко-Криворожскую республику, так расстреливали даже память о ней, а вместе с ними «расстреливалась мечта жителей Донецко-Криворожского края о том, что когда-нибудь они сами, без указаний очередной столицы…, будут определять, на каком языке им разговаривать…». Следует отметить, русские в ДонКривбассе составляли 44,9 % населения.
Таким образом, Донецко-Криворожская республика – это государственное образование, обладающее всеми необходимыми атрибутами государства. Несмотря на столь короткий период существования, она внесла весомый вклад в исторический процесс. И нет сомнения в том, что Донецко-Криворожская республика имела все необходимые условия для того, чтобы стать автономным субъектом в составе советской России или Украины. Однако внешнее вмешательство (сначала немецкая оккупация, а затем решение о ликвидации республики со стороны российских большевиков), отсутствие политической воли и настойчивости большевиков Донбасса сказалось на дальнейшей судьбе республики, формирование государственности республики так и не сложилось. Помня, что без прошлого нет будущего, невольно задумываешься о том, что все события истории человечества носят цикличный характер. И этот исторический факт из прошлого выскакивает в самый неожиданный момент, и тоже не без помощи внешнего воздействия, свидетелями которого мы и являемся.