Введение 3
1. Теоретические аспекты развития и оценки показателей креативного мышления у младших школьников 5
1.1. Особенности творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Понятие креативного мышления способы его оценки 10
2. Анализ оценки креативного мышления у младших школьников 16
2.1. Диагностическое исследование уровня креативного мышления у младших школьников 16
2.2. Конструирование как средство развития креативности детей младшего школьного возраста 26
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленной во введении цели и задач.
Установлено, что творческая деятельность относится к такой деятельности, которая создает что-то новое. Необходимо вызвать такое состояние у детей, когда активированы их чувства и воображение. Чем больше увлечен ребенок работой на уроке, тем успешнее результат. При этом чувствовать себя дети младшего школьного возраста должны свободно и комфортно. Учителя начальных классов должны формировать познавательную активность всех учащихся, создавать условия для развития творческих способностей на занятиях. Нужно отметить, что важное место в процессе обучения младших школьников занимают учебно-познавательные мотивы. Если у ученика формируется мотивация, то его учебная работа становится более осмысленной и носит продуктивный характер. Учащийся должен быть заинтересован не только в результате, но и в самом процессе как в способе достижения нужного результата.
Проблема исследования особенно актуальна относительно детей младшего школьного возраста, так как «у детей в начальных классах впервые можно говорить о творческой мысли во всех отношениях, но она проявляется в конкретной ситуации и спонтанностью проявлений».
Изложение основного материала исследования.
Проанализировав литературу по теме исследования, удалось уточнить рабочее определение понятия «творческое мышление», на которое опирались в теоретическом обосновании возможностей организационно-педагогических условий в развитии творческого мышления младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Можно выделить положительные характеристики использования проблемно-поисковых ситуаций:
1. Стимулирование внутренней учебной мотивации.
2. Формирование независимости.
3. Развитие творческого мышления, воображения.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Овладение исследовательскими навыками.
6. Растущий интерес к уроку искусства
Таким образом, в ходе работы была рассмотрена краткая история изучения творческого мышления учеными, обоснована необходимость применения графических упражнений для развития креативности первоклассников, а также провели анализ проделанной экспериментальной работы, который говорит о положительном влиянии графических упражнений на творческое мышление первоклассника.
Способствует благоприятному ходу учебного процесса материальное и техническое оснащение. Разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.
Большое значение в процессе обучения имеют для ребенка учебно-познавательные мотивы. Мотивация - это первый компонент обучения. Если она формируется у ученика, его учебная работа становится более осмысленной и носит продуктивный характер. Учащийся должен быть заинтересован не только в результате, но и в самом процессе, как в способе достижения нужного результата. Мотивация является существенным условием творческой активности ребенка.
Второй компонент - учебная задача. Это цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса.
Третий компонент обучения - учебные операции. Это конкретные действия ребенка, которые направлены на поэтапное решение учебной задачи. Каждая учебная операция должна быть отработана.
Четвертый компонент - это контроль. Первоначально контроль осуществляет учитель. Впоследствии дети сами контролируют ход учебного процесса.
Пятый компонент - оценка. Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу. Учитель не должен ограничиваться только выставлением отметки. Важно отметить какие плюсы и минусы имеет работа, почему поставлена именно эта отметка.
Можно сделать вывод, что творчество детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, является неотъемлемой частью в системе формирования и становления творческой личности. Учащийся должен быть заинтересован в самом процессе, как в способе достижения нужного результата.
При изучении творческих способностей были использованы деятельностный, функционально-деятельностный и генетический подходы. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнениия.
Творческие способности ребенка дошкольного возраста – это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение.
Читать дальше
1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
3. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.
4. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2017. - 128 c.
5. Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества: Учебник / Т.И. Бакланова. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 160 c.
6. Баренбойм, Л.А. Педагогика: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. - СПб., 2018. - 252 c.
7. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2015. - 128 c.
8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
9. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. - 205 c.
10. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
11. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
12. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
13. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский.- М., 2016. – 340 с.
14. Лермонтов М.Ю. Осень - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/36627/osen (дата обращения: 17.12.2020)
15. Мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/uchebnaya-motivatsiya.html(дата обращения: 17.12.2020)
16. Организация досуга младших школьников – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchitelya.com/pedagogika/2473-organizaciya-dosuga-mladshih-shkolnikov-na-peremenah-kak-uslovie-povysheniya-uchebnoy-motivacii.html(дата обращения: 17.12.2020)
17. Организация отдыха на переменах младших школьников – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-otdyha-na-peremenah-mladshih-shkolnikov-nasha-dimsiteka.html (дата обращения: 17.12.2020)
18. Тест креативности Торренса – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/13/torrens.pdf(дата обращения: 17.12.2020)
19. Учебная мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedagogic_psychology.academic.ru/872/Учебная_мотивация (дата обращения: 17.12.2020)
20. Учебная мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/8/27819.html(дата обращения: 17.12.2020)
21. Учебная мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-963.html(дата обращения: 17.12.2020)
22. Учебная мотивация: особенности – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 17.12.2020)
23. Чарушина Е. И. «Заяц»– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/evgenij-charushin-zayac/(дата обращения
Читать дальше