Введение 3 1 Общетеоретическая характеристика религии и ее роль в жизни государства 6 1.1 Религия и ее значение в жизни государства 6 1.2 Основные религии, представленные в РФ 9 1.3 Типология государств по их отношению к религии 13 2. Взаимоотношения государства и церкви 16 2.1 Православная церковь в современной России и системе гражданского общества 16 2.2 Вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях 20 2.3 Проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви 25 Заключение………………………………………………………………………….28 Список использованных источников и литературы 31

Государство и церковь: принципы и формы их взаимоотношений»

курсовая работа
Право
30 страниц
77% уникальность
2020 год
22 просмотров
Касимова Ю.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Общетеоретическая характеристика религии и ее роль в жизни государства 6 1.1 Религия и ее значение в жизни государства 6 1.2 Основные религии, представленные в РФ 9 1.3 Типология государств по их отношению к религии 13 2. Взаимоотношения государства и церкви 16 2.1 Православная церковь в современной России и системе гражданского общества 16 2.2 Вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях 20 2.3 Проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви 25 Заключение………………………………………………………………………….28 Список использованных источников и литературы 31
Читать дальше
Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимоотношения церкви и государства со времён глубокой древности были одним из основополагающих факторов государственного устройства и общественной жизни. С момента зарождения государственности, церковь претендовала быть её системообразующим фактором. Нередко ей удавалось починить себе всё государственное устройство, таких исторических примеров много, как в истории, так и в современности. Вопросы отношений государства и церкви интересовали многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в разное время, в разных странах, которые пытались ответить не только на вопрос о том, что же представляет собой государство и церковь, но и какова их идеальная форма взаимоотношений. На сегодняшний день государство представляет собой совокупность людей, которые объединились на основании уже созданного ими общего закона для того, чтобы жить и развиваться, тем самым вырабатывать общественные отношения под государственным контролем. Наличие государства создает важнейшую предпосылку для формирования различных политических институтов, которые являются неотъемлемой частью развития общества, а также формирует значимые сферы человеческой жизни, в которых каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов. Сущность государства как организации политической преимущественно связана с тем, что оно являет собой особую организацию политической власти. При этом власть наделена концентрированной силой. Современное государство характеризуется не только как политический институт, но и как институт социальный, экономический, выполняющий функции, связанные с развитием гражданского общества.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Красноярске . Закажите на Work5.


. Осуществление этих функций происходит посредством предоставления гражданам со стороны государства гарантий на свободу совести и вероисповедания. Функции, связанные с развитием современного общества, выполняет также и Церковь, являющаяся одним из социальных институтов современного Российского государства. За последние несколько лет Церковь стала активным участником гражданского общества, где важна инициатива именно граждан, а не государства. Являясь, олицетворением религии, Церковь зачастую выполняет множество латентных функций, имеющих внутрирелигиозный смысл, связанный с призывами к спасению в вечной жизни, избавлению от грехов и покаянию. При этом, Церковь не может брать на себя функции, которые выполняет только государство, ее деятельность не может противоречить нормам действующего законодательства, поскольку Конституция РФ, закрепляет за Россией статус светского государства. При этом, церковь имеет возможность обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, но право решения этого вопроса также остается за государством. Большинство ученых сходятся во мнении о том, что наиболее правильной формой взаимоотношений Церкви и государства является «диалог», который способен разрешать возникающие проблемные ситуации и приходить к компромиссам. Только союз государства и церкви дает возможность и той и другой стороне полноценно реализовывать свои функции, а также осуществлять деятельность в интересах отдельных граждан и всего общества в целом. Целью данной работы является изучение принципов и форм взаимоотношений государства и церкви. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) дать общетеоретическую характеристику религии и выявить ее роль в жизни государства; 2) проанализировать религию и ее значение в жизни государства; 3) рассмотреть основные религии, представленные в РФ; 4) рассмотреть типологию государств по их отношению к религии; 5) охарактеризовать взаимоотношения государства и церкви; 6) изучить Православную церковь в современной России и системе гражданского общества; 7) проанализировать вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях; 8) выявить проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви. Данная тема рассматривается с позиции основных принципов и форм взаимоотношения государства и церкви, поскольку именно под таким углом имеется возможность точного установления основных аспектов влияния церкви на государство и государства на церковь. Кроме того, отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с взаимодействием государства и церкви в современных условиях существования светского государства. Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в следствии взаимодействия государства и церкви. Предметом исследования выступают церковь и государство. Методологическую основу исследования составили логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности: диалектический, системно-структурный; метод правового регулирования. Теоретическая основа данной работы построена на работах таких ученых, как А.Б. Венгеров, Е.Е. Ларина, С.К. Исмаилов, Р.Т. Жегутов и др. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы

Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. В последние десятилетия Россия заявила о себе как о государстве, отстаивающем консервативные ценности, которые во многом совпадают с ценностями христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Традиционные конфессии проводят в этом направлении значительную работу на международной арене. Большинство правоведов, исследуя взаимодействие государства и церкви в современном мире, приходят к выводу о том, что оба института должны быть взаимодополняемыми, ведь они оба призваны нести людям добро и заботиться о них. Церковь – духовная составляющая общества, а как может общество быть отделенным от государства. И как может церковь влиять на нравственное развитие человека, находясь вдали от общества, не оказывая влияния на его развитие и не контролируя духовной чистоты власти. К тому же, если государство принуждает верующих поступать вразрез с заповедями Божьими, к греховным действиям, церковь должна стать на защиту своей паствы, вступив в переговоры с действующей властью или, при необходимости, обратиться к мировому общественному мнению. Взаимодействие власти и религиозных объединений – объективный признак светского государства, способствующий успешному формированию гражданского общества в России. Его нельзя отождествлять с таким негативным явлением, как клерикализация государственных и общественных институтов, выражающимся в чрезмерном присутствии или влиянии религиозных объединений на сферы исключительно государственного ведения (политику, идеологию, государственное и муниципальное управление). В России складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, позволяющая религиозным объединениям активно сотрудничать с органами государственной власти и общественными институтами по различным вопросам (социальное обеспечение, образование, безопасность, духовно-нравственное воспитание личности и др.). При этом использование потенциала религиозных объединений оказывается полезным и эффективным, а порой, и совершенно необходимым. Современные политические реалии позволили религиозным организациям принимать не просто латентное, а прямое участие в общественно-политическом процессе, что отразилось на способности оказывать влияние на органы власти. Российское законодательство начало реформироваться в рамках рыночных отношений. Отменяются прежние нормативно-правовые положения, ущемлявшие права церкви. Принимаются новые законодательные акты, разрешающие им высказывать собственное мнение относительно улучшения нормативно-правовой базы в сфере религии и социальных вопросов. Получив статус юридического лица, церковь начала активно им пользоваться. Обращаются к государственной власти с вопросом о десекуляризации и пересмотре многих решений, реализованных советской властью против религиозных конфессий. В современной России отношение различных политических сил к РПЦ далеко неоднозначно. Сложная внутриполитическая обстановка, а также возрастание внешних угроз обусловливают необходимость для государства поиска союзника в лице РПЦ. Вследствие этого существует полное и безоговорочное принятие государством православия как центральной несущей опоры, основной идеологической силы страны. РПЦ defacto приобретает характер государственной церкви. Российское государство проводит политику, направленную на придание церкви все более высокого официального статуса. При этом, если учесть, что государство и церковь призваны нести людям добро, то у них есть общие сферы взаимодействия. Это касается таких областей, как миротворчество, дела милосердия, сохранение нравственности, духовное и культурное образование, охрана и развитие культурного наследия, поддержка семьи, попечение о заключенных. Чтобы избежать смешения в сферах деятельности и не привести церковную власть к мирскому характеру, клирикам запрещено принимать участие в государственном управлении, дабы они неустанно находились при исполнении своих прямых церковных обязанностей. Все это свидетельствует о том, что государство, как и церковь, обладают, присущими только им признаками, выполняют соответствующие функции. При этом, взаимоотношения между государством и церковью в различные исторические времена складывались совершенно по-разному. Если в эпоху средневековья церковь занимала лидирующие позиции над государственной властью, то в советское время началось гонение на церковь, поскольку государству не нужен был конкурент в борьбе за влияние на сознание народных масс, оно хотело единоличной власти. В Российской Федерации сложилась кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, когда государственные органы на взаимной основе поддерживают наиболее массовые и влиятельные религиозные объединения. Наиболее актуальными проблемами, в решении которых следует использовать потенциал традиционных конфессий, являются вопросы демографии; социализации мигрантов; противодействия экстремизму; исправления осужденных; патриотической и воспитательной работы в вооруженных силах и правоохранительных органах; фактора «мягкой силы» в межгосударственных отношениях. Церковь на протяжении столетий использовала различные способы коммуникации с обществом и государством. В мировой практике сложилось несколько типов отношений, среди которых наиболее предпочтительной для сторонников церкви остаётся концепция «симфонии властей». Стала главенствующей из-за того, что светская власть постоянно обращала свои взоры к православной традиции, а духовные деятели к российской государственности; выступали за стабильное развитие существующего политического строя, и отстаивался тезис о разделении сфер влияния. Государство занимается политикой, а церковь – духовностью.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 14.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445. 2. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.12.2020). 3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., // Действующее международное право. - Т.1. 4. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465. 5. Абдулбарова Ю.В. Основные теории происхождения государства / Ю.В. Абдулбарова // Вестник государства и права. – 2017. - №52. – С. 63. 6. Бошно С.В. Общая теория государства и права: учебник / С.В. Бошно. - М.: Инфра-М., 2018. – 478 с. 7. Буреев А. А. Теория государства и права: учебник / А.А. Буреев. - М: Феникс, 2016. - 288 с. 8. Василенко И. А. Политология: учебник / И.А. Василенко. - М., 2017. – 515 с. 9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Спарк, 2017. – 515 с. 10. Власов В.И. История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов. - Люберцы: Юрайт, 2018. – 632 с. 11. Гавриков В.П. Теория государства и права. Смена парадигмы / В.П. Гавриков. - М: Проспект, 2017. - 464 с. 12. Даниленко Н.А. Что такое церковь / Н.А. Даниленко // Духовное развитие. - 2018. - №. 22. - С. 33. 13. Жуков В.Н. Государство как ценность / В.Н. Жуков // Государство и право. - 2017. - №9. - С. 59. 14. Жуков С.Д. Марксистская теория происхождения государства / С.Д. Жуков // Государство и право. – 2017. - №33. – С. 15. 15. Исмаилов С.К. Церковь – институт духовного развития / С.К. Исмаилов. - М., 2017. – 158 с. 16. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы / В. Кабо. - М: ТИКС, 2017. – 311 с. 17. Катин В.И. Взаимоотношения церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Право. – 2018. - №8. – С. 13. 18. Кашанина Т.В Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы / Т.В. Кашанина. - М.: Норма, 2018. – 395 с. 19. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории: монография / А.Д. Керимов. - М., 2016. – 320 с. 20. Кронберг С.А. Современные религиозные объединения / С.А. Кронберг // Государство и право. - 2018. - №23. - С. 17. 21. Кяров В.А. Многонациональные страны мира / В.А. Кяров // Государство и право. - 2019. - №51. - С. 44. 22. Ларина Е.Е. Церковь и государство в различные исторические периоды: монография / Е.Е. Ларина. - М., - 2016. - 211 с. 23. Ларина Е.С. Светское государство и церковь / Е.С. Ларина // Государство и право. - 2018. - №14. - С. 7. 24. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. – М., 2018. – 469 с. 25. Малюгина Г.А. Что является признаками любого государства / Г.А. Малюгина // Законность. – 2017. - №84. – С. 22. 26. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2018. – 554 с. 27. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. Москва: Норма: Инфра–М, 2017. – 487 с. 28. Мухаев Р.Т. Теория государства и права; учебник / Р.Т. Мухаев. - М: Юрайт, 2017. 585 с. 29. Новиков Н.В. Главные особенности политической власти / Н.В. Новиков // Политика. – 2018. - №29. – С. 42. 30. Осипов О.В. РПЦ в системе гражданского общества и государства / О.В. Осипов // Государство и право. – 2018. - №42. – С. 61. 31. Осьмачко С.Г. Современная политическая доктрина РПЦ / С.Г. Осьмачко // Государство и право. – 2018. - №16. – С. 25. 32. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Московская патриархия. – 2019. - №13. – С. 21. 33. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум / В.Д. Перевалов. - М: Юрайт, 2017. - 342 с. 34. Радько Т. Н. и др. Общая теория права и государства: учебник / Лазарев В.В. - М: Инфра-М, Норма, 2018.- 592 с. 35. Развитие государства в истории политической мысли // Политический Вестник. – 2018. - №2. – С. 11. 36. Сиротов А.В. Механизм государства / А.В. Сиротов // Государство и право. – 2017. - №32. – С. 41. 37. Смоленский М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский. - М: Инфра-М, 2018. - 272 с. 38. Стоякин С.С. Легитимность государственной власти / С.С. Стоякин // Вестник международного права. – 2018. - №4. – С. 36. 39. Стругова Е.В. Взаимодействие государства и церкви / Е.В. Стругова // Вестник права. – 2019. - №69. – С. 45. 40. Суржиков А.А. Политическая мысль древности / А.А. Суржиков // История политических и правовых учений. – 2016. - №13. – С. 54. 41. Терентьева О.А. Государство и церковь: история взаимоотношений / О.А. Терентьева // Религия. - 2018. - №9. - С. 14. 42. Фетисов Т.П. Правозащитные традиции РПЦ / Т.П. Фетисов. – М., 2017. – 220 с. 43. Филатов И.В. Диктатура пролетариата / И.В. Филатов // История политических и правовых учений. – 2018. - № 40. – С. 20. 44. Фокин И.Н. Государство и Церковь. История в историях / И.Н. Шапкин. - М., 2017. – 525 с. 45. Халиков Я.А. Русская Православная Церковь и ее философское влияние на право/ Я.А. Халиков // Философия права. – 2019. - №7. – С. 21. 46. Штекель К.В. Три модели церковно-государственных отношений в современной России / К.В. Штекель. – М., 2017. – 258 с. 47. Щеглов А. В. Религиоведение / А.В. Щеглов. – М., 2018. - 489 с. 48. Щукина Н.И. РПЦ, как институт гражданского общества / Н.И. Щукина // Государство и право. - 2018. - №77. – С. 92. 49. Яровая К.М. Государственно-церковное взаимодействие в России / К.М. Яровая // Право. – 2018. - №18. – С. 30. 50. Ячевский В.В. История политических и правовых учений / В.В. Ячевский. - Воронеж, 2017. – 639 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление в области связи и информатизации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Административное право
реферат
Проблемы применения налогово-правовых норм
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Налоговое право
курсовая работа
Современные возможности и проблемы производства судебно-баллистической экспертизы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Криминалистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image