ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1. Этиология и причины возникновения нарушения слуха 5
1.2. Закономерности речевого развития в онтогенезе 7
1.3. Проблема развития связной монологической речи детей с нарушением слуха 10
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 14
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 14
2.2. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха 18
Глава 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 22
3.1. Игра как средство развития разговорной речи детей с нарушением слуха 22
3.2. Игры на развитие речи у детей с нарушением слуха 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
Читать дальше
В настоящее время особую актуальность имеет задача полноценного включения в жизнь социума детей с особенностями развития. У нормально развивающихся детей развитие связной речи происходит постепенно вкупе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, важнейшая функция которой - коммуникативная. На практике связная речь отображается в формах монолога и диалога.
Грубое недоразвитие всех компонентов речи характерно для слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Для всех дошкольников характерны фонетико-фонематические нарушения. Практически невозможно формирование эмоциональной выразительности речи. Речь монотонна, нарушена темпо-ритмическая организация речевого акта. Степень выраженности речевого дефекта непосредственно зависит от степени снижения слуха.
Дошкольный возраст благоприятен для оказания целенаправленной коррекционной помощи слабослышащим дошкольникам для их интеграции в социум.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения дошкольника.
Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей можно сделать вывод, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:
1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения.
3. Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.
Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.
При организации занятий по развитию устной речи слабослышащих детей возможны следующие пути проведения педагогической работы:
1. Информальный, который предполагает развитие устной речи и произношения без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.
2. Систематическое целенаправленное обучение, основными формами которого являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия, игры.
Детей необходимо учить выражению просьбы, приветствия, согласия (отказа), извинения, сочувствия, благодарности; учить обращаться к взрослым и сверстникам, знакомиться, обсуждать результаты деятельности, событие, планировать совместные действия и т.п. Очень важно у слабослышащих дошкольников развивать инициативную речь, которая побуждает их обращаться к взрослым и детям по разным поводам.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие / Г.М. Андреева. — М.: Владос, 2012. — 407 с.
2. Багрова И.Г. Сурдопедагогика / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.З. Яхнина; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 655 с.
3. Белая Н.А. Активизация речевого общения слабослышащих дошкольников / Н.А. Белая // Активизация речевого общения слабослышащих дошкольников. — 2015. – № 3. — С. 126-127.
4. Белозерова А.П. Развитие диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры / А.П. Белозерова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза / ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. — Екатеринбург, 2014. —С. 153-155.
5. Белоусов В.Ю. Разговорная речь как объект лингвистических исследований / В.Ю. Белоусов // Научный альманах. — 2016. — № 10-1 (24). — С. 415-419.
6. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин. — 5-е изд. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 232 с.
7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. —– 136 с.
8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. — М.: Академия, 2002. — 224 с.
9. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. — М.: Наука, 1987. — 238 с.
10. Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей / Г.Л. Выгодская // Психология глухих детей / под ред. ИМ. Соловьёва. — М., 1971. — С. 357-361.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 656 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 2012. Т. 2. — 251 с.
13. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. — М.: Учпедгиз, 1956. — 256 с.
14. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. — М.: Флинта, 2011. —240 с.
15. Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции / И.Г. Корнилова. — М.: Научная книга, 2000. — 168 с.
16. Кузьмичёва Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников. —М:, 2006. — 280 с.
17. Леонтьев А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Леонтьев. — М.: Научно производственная фирма «Смысл», 2005. — 368 с.
18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. — М.: Академия, 2012. — 270 с.
19. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
20. Матвиенко Л.Д. Коррекционная работа со слабослышащими детьми / Л.Д. Матвиенко, А.А. Стретичук, Е.Б. Турбинова // Концепт. — 2016. — № 11. — С. 686-690.
21. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2014. — 96 с.
22. Мухин Н.Ю. Разговорная и письменная речь: проблемы взаимодействия / Н.Ю. Мухин // Специальное образование. — 2009. — № 1. — С. 48-51.
23. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М.: Советский спорт, 2006. — 448 с.
24. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
25. Розанова, Т.В. Познавательная деятельность глухих младших школьников / Т.В. Розанова // Сб. науч. тр. / под ред. Т.В. Розановой. – М., 1977. – С. 9-11.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 720 с.
27. Сиротинина О.Б. Разговорная речь / О.Б. Сиротинина // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред А.П. Сковородникова. — Красноярск, 2014. — С. 508-509.
28. Сурдопедагогика / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 655 с.
29. Труханова Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников: дисс. ... канд. псих. наук / Ю.А. Труханова. — Нижний Новгород, 2011. — 272 с.
30. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. — М., 2010. — 225 с.
31. Химик В.В. Русская разговорная речь: общее понятие, обучение и вопросы терминологии / В.В. Химик // XLIII международная филологическая конференция. — СПб., 2015. — С. 460-471.
32. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1968. — 316 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. — М: Учпедгиз, 2014. — 456 с.
Читать дальше