В условиях рыночных отношений роль и ценность земли как экономического ресурса со временем неуклонно и достаточно быстро возрастает. Земля - главный национальный ресурс, который относится к долгосрочным активам, и представляет имущество ее собственника. Государство хочет видеть эффективного земельного собственника, обеспечивающего рациональное использование земельных ресурсов и бюджетные поступления. Собственники и пользователи земли получают возможность вкладывать капитал в земельные участки, увеличивать свои доходы. В современных условиях развития экономики в России большое значение приобретает включение земли в сферу товарно-денежных отношений.
В настоящее время в России происходит становление земельного рынка, формируются его основы и инфраструктура. Земельный рынок составляет менее 0,5% земель, продажа которых разрешена, и еще 1,4% земель находятся в аренде. В этой связи проводимый анализ динамики площади и количества сделок аренды, купли-продажи, залога, дарения, наследования участков земель по регионам и в целом по России позволит установить закономерности развития земельного рынка и определить направления совершенствования земельного законодательства.
Земельный рынок означает сферу конкретного оборота земельных и территориальных ресурсов, в границах которой осуществляется множество разного типа сделок (купли-продажи, аренды, залога и т.п.), складывается определенная конъюнктура спроса и предложения, устанавливаются ценовые параметры (рыночная цена, арендная плата, залоговая стоимость и др.), действуют определенные государственные регуляторы движения земельной собственности, земельное налогообложение, финансово-кредитная политика, государственные инвестиционные программы по использованию и восстановлению земельных ресурсов разных форм собственности и т.п.
Рынок земли имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести следующие: продажа и аренда земли позволяет зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли; внутрихозяйственный оборот земельных долей дает возможность увеличивать размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальных; исчезает бесплатное изъятие земель. Из негативных сторон следует отметить такие: по причине низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село не способно конкурировать с городом на рынке земли, это приводит к изъятию из сельскохозяйственного оборота части земли. Из-за низкой доходности сельские жители могут предложить свои земельные доли на продажу, в результате чего из собственников они опять превратятся в наемных работников.
Главным фактором земельного рынка является отстранение государства от его регулирования. Между тем в любой сделке с землей государство обязано участвовать через своих представителей. Покупатели земли должны приобретать ее с целью выгодного вложения, а не для последующей перепродажи. Тем не менее, на наш взгляд, земельный рынок может и должен иметь право на существование и развитие. Он позволяет заключать любые не противоречащие закону сделки с землей: сдачу земли в аренду, покупку земельных участков, внесение земельных долей в уставной капитал, передача земельных участков в безвозмездное пользование, мену, а также предусматривает процедуру залога земельных участков, создает систему эффективного ведения производства.
Основные меры по совершенствованию земельного рынка – это усиление государственного контроля за движением земли, формирование и развитие инфраструктуры земельного рынка (земельных бирж, страховых служб и др.), упорядочение и упрощение процедур выделения земельных долей в натуре с привлечением землеустроительных служб и оформление сделок купли-продажи земельных участков.
Таким образом, основные особенности рынка земли – это ограниченность земли как фактора производства, абсолютная неэластичность предложения земли, а, следовательно, основное влияние спроса на рыночное равновесие. Земельная рента - плата за использование земли, предложение которой строго ограничено. Отличием ренты от арендной платы является то, что арендная плата часто включает платежи нерентного происхождения, и не все виды ренты входят в арендную плату. Цена земли – капитализированная арендная плата, т.е. сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых в будущем арендных платежей.
Подводя итоги анализа, можно отметить сохраняющийся огромный потенциал российского земельного рынка. Его основной особенностью является то, что рынок земли РФ еще окончательно не сформировался. Фактически он утвердился после принятия Земельного кодекса РФ и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 году.
Основными проблемами рынка земли РФ и его регулирования являются неразвитость кадастрового учёта, проблема разграничения земель и формирования адекватного кадастрового учёта, правовой нигилизм в сфере земельных правоотношений (пробелы в законодательстве земельных правоотношений), а также практическая безнаказанность чиновников в сфере земельных правоотношений по итогам проверок.
Для дальнейшего развития рынка земли РФ необходимо комплексно решить вопрос о формировании государственной земельной политики и формирования органа управления таковой. Пока на местах будет продолжаться неопределённость в уполномоченными органами в осуществлении земельной политики картина будет продолжать оставаться подобной сегодняшнему дню: преобладающие отношения аренды земель, неохотная продажа в собственность, недовведенный до конца земельный кадастр