По результатам сделаны следующие выводы:
Исходя из вышеизложенного, существенными особенностями торгов являются: наличие специальной нормативной процедуры (механизма) организации и проведения торгов на основе конкурса, конечной целью которого является выявление лица, предложившего лучшие условия и / или цена на торгах, с которой организатор заключит договор по результатам их проведения. Предлагается понимать торги как законодательно регулируемую процедуру, которая создает и обеспечивает конкуренцию и конкурентоспособность потенциальных участников, с целью определения лица, которое может наилучшим образом удовлетворить (обеспечить) потребности организатора торгов. Рассмотрены формы торгов, которые проводятся в форме торгов, конкурса или иной формы, предусмотренной законодательством. Таким образом, Закон о договорной системе относится к другим формам запроса цен и запроса предложений, на которые распространяются Общие правила проведения торгов, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Законом о закупках не предусмотрены конкретные формы запроса цен. На торгах законодатель разрешает заказчику устанавливать любую форму, главное, чтобы организация и порядок проведения были закреплены в нормативных актах о закупке товаров, работ и услуг. Поскольку другие формы не раскрываются ни в Гражданском кодексе Российской Федерации, ни в Законе о закупках, во избежание и минимизации юридических споров предлагается, чтобы в Гражданском кодексе были четко определены другие формы торгов, в том числе в специальном законодательстве.
Именно торги, несмотря на довольно сложную процедуру, позволяет максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, добиваться наиболее благоприятных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия для гарантии исполнения, что соответствует правовой природе торгов.
Принципы торгов: справедливость, эффективность, ответственность, свобода договора, открытость и прозрачность информации об торговх, конкуренции, профессионализм, клиентов, организаторов, а сам торги следует рассматривать как субгражданское право, правила которого содержатся в Гражданский кодекс и специальное законодательство, регулирующее сферу торгов.
Похоже, что правовое регулирование торгов все еще находится в стадии становления. Заслугой российского законодателя можно считать разработку общетеоретических положений об торговх и их видах, закрепленных в основных нормативных правовых актах, анализ которых позволяет рассматривать торги как институт гражданского права, представляющий собой совокупность норм. Общее и специальное законодательство, регулирующее процедуру торгов.
Процедура заключения договора на торгах состоит из нескольких этапов: публикация извещения, являющегося односторонним договором; подача заявок участниками, что также следует рассматривать как односторонние договора; оплата Депозита участниками; определение лица, представившего наилучшие условия (цену) в заявке, то есть победителя торгов; подписание с победителем Протокола об итогах торгов, имеющего силу заключенного договора. В качестве одной из проблем для организатора торгов, возможность выхода участника или отказа от участия в торгах, эти действия могут может привести к тому, что торги будет объявлен несостоявшимся, конечная цель организатора - потребность, наилучший способ ее достижения. Причем затраты на организацию и проведение процедуры также не возмещаются. Исходя из вышеизложенного, предлагается ввести ответственность участника за отзыв заявки, например, в виде удержания определенного процента от суммы перечисляемого депозита или обеспечения. На мой взгляд, это особенно важно для публичных торгов.
Для признания торгов недействительным должны быть существенные нарушения организации и порядка проведения торгов, повлекшие нарушение прав и интересов участников торгов. Претензии о признании договоров недействительными подлежат рассмотрению в соответствии с правилами о признании спорных договоров недействительными. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по требованию заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Непонятно, о каком законе идет речь законодателем, будь то Закон о конкуренции, или специальное и / или процессуальное законодательство, или сами нормы гражданского кодекса Российской Федерации, или иное законодательство, регулирующее организацию и порядок проведения, процедура торгов. Этот вопрос необходимо конкретизировать на уровне ГК РФ.
Анализ действующего законодательства в области торгов позволяет сделать вывод, что торги в зависимости от отрасли, в которой они проводятся, имеют специфические особенности, такие как предметный состав, сроки, порядок оценки, порядок организации и проведения, признание недействительными торгов и заключенный по их результатам договор и др.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в качестве общих правил, регулирующих заключение договора на торги, могут быть нормы гражданского кодекса, за исключением тех, которые считают, что они нуждаются в дополнении или уточнении. В частности, второе предложение пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, на мой взгляд, необходимо дополнить словами «..., если иное не установлено специальным законом». Поскольку на сегодняшний день указанная норма права, учитывая ее императивный характер, действующая как общее правило по отношению к специальной норме права, им не соответствует (например, п. 4 ст. 54 Закона о договорной системе позволяет заключить договор с участником, заявка на участие в конкурсе которой присуждается второй номер, следует, что договор может быть заключен не только с лицом, выигравшим торги; п. 16. ст. 110 Закон о банкротстве участника торгов, предложившего наивысшую цену предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, кроме победителя). Кроме того, п.1 ст. 448 Гражданского кодекса также императивно предусматривает, что любое лицо, которое может участвовать в открытом торгах и открытом конкурсе, однако, это слово, по мнению многих, неверно, потому что некоторые статьи специальных законов устанавливают требования к участникам и, вероятно, по крайней мере, партийным должен быть платежеспособным и иметь средства для внесения депозита.