По итогу выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Международный Суд ООН может рассматривать два вида дел: правовые споры между государствами, представленные ему ими (спорные дела), и просьбы о вынесении консультативных заключений по правовым вопросам, переданным ему органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций (консультативные разбирательства).
Сторонами по спорным делам могут быть только государства (Государства-члены Организации Объединенных Наций и другие государства, которые стали участниками Статута Суда или признали его юрисдикцию при определенных условиях).
Суд правомочен рассматривать спор только в том случае, если соответствующие государства признали его юрисдикцию одним или несколькими из следующих способов:
путем заключения специального соглашения передать спор в суд;
в силу юрисдикционной оговорки, то есть, как правило, когда они являются участниками договора, содержащего положение, согласно которому в случае возникновения спора определенного типа или разногласий по поводу толкования или применения договора один из них может передать спор в суд.;
посредством взаимного действия заявлений, сделанных ими в соответствии со Статутом, в соответствии с которым каждое из них признало юрисдикцию суда обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление. Ряд этих заявлений, которые должны быть сданы на хранение генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, содержат оговорки, исключающие определенные категории споров.
Производство может быть возбуждено одним из двух способов:
Посредством уведомления о специальном соглашении: этот документ, который носит двусторонний характер, может быть представлен в суд одним или обоими государствами-участниками разбирательства. В специальном соглашении должны быть указаны предмет спора и его стороны. Поскольку нет ни государства - "заявителя”, ни государства - "ответчика", в публикациях суда их имена разделяются косым штрихом в конце официального названия дела, например Бенин/Нигер.
Заявление, которое носит односторонний характер, подается государством-заявителем против государства-ответчика. Он предназначен для сообщения последнему государству, и регламент суда содержит более строгие требования в отношении его содержания. Помимо наименования стороны, к которой предъявляется иск, и предмета спора, государство-заявитель должно, насколько это возможно, кратко указать, на каком основании-договоре или заявлении о признании обязательной юрисдикции - оно утверждает, что суд обладает юрисдикцией, и должно кратко изложить факты и основания, на которых основано его требование. В конце официального названия дела имена двух сторон разделяются аббревиатурой V (для латинского versus), например Никарагуа против Колумбия.
Дата возбуждения производства, то есть дата получения секретарем специального соглашения или заявления, знаменует собой открытие производства в суде. Разбирательство споров включает в себя письменную фазу, на которой стороны подают и обмениваются состязательными бумагами, содержащими подробное изложение фактов и законов, на которые опирается каждая сторона, и устную фазу, состоящую из публичных слушаний, на которых агенты и адвокаты обращаются к суду. Поскольку суд имеет два официальных языка (английский и французский), все, что написано или сказано на одном языке, переводится на другой. Письменные состязательные бумаги не доводятся до сведения Прессы и общественности до открытия устного разбирательства и только после этого, если стороны не имеют возражений.
После устного разбирательства суд совещается при закрытых дверях, а затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным, обязательным для сторон дела и не подлежит обжалованию (в крайнем случае оно может быть подвергнуто толкованию или, при обнаружении нового факта, пересмотру). Любой судья, желающий сделать это, может приложить свое мнение к решению.
Подписывая Устав, государство-член Организации Объединенных Наций обязуется выполнять решение суда по любому делу, стороной которого оно является. Поскольку, кроме того, дело может быть передано в суд и принято им решение только в том случае, если стороны так или иначе согласились с его юрисдикцией в отношении дела, редко бывает, чтобы решение не было исполнено. Государство, которое считает, что другая сторона не выполнила обязательства, возложенные на нее в соответствии с решением суда, может передать этот вопрос на рассмотрение Совета Безопасности, который уполномочен рекомендовать или принимать решения о мерах, которые должны быть приняты для приведения в исполнение этого решения.
Процедура, описанная выше, является обычной процедурой. Однако ход разбирательства может быть изменен в результате случайного разбирательства. Наиболее распространенными побочными процедурами являются предварительные возражения, которые выдвигаются для оспаривания компетенции суда выносить решения по существу дела (государство-ответчик может утверждать, например, что суд не обладает юрисдикцией или что заявление является неприемлемым). Этот вопрос должен решать сам суд. Кроме того, существуют временные меры, обеспечительные меры, которые могут быть запрошены государством-заявителем, если оно считает, что права, составляющие предмет его применения, находятся в непосредственной опасности. Третья возможность заключается в том, что государство может запросить разрешение на вмешательство в спор с участием других государств, если оно считает, что в данном деле у него есть интерес правового характера, который может быть затронут принятым решением. Статут также предусматривает случаи, когда государство-ответчик не предстает перед судом либо по причине полного отказа от юрисдикции суда, либо по какой-либо другой причине. Неявка одной из сторон не мешает процессу идти своим чередом, хотя суд должен сначала убедиться в том, что он обладает юрисдикцией. Наконец, если суд установит, что стороны раздельного производства представляют одни и те же аргументы и представления против общего оппонента по одному и тому же вопросу, он может распорядиться о присоединении производства.
Суд выполняет свои обязанности в качестве суда полного состава, но по просьбе сторон он может также создавать специальные палаты для рассмотрения конкретных дел. Палата упрощенного производства избирается судом ежегодно в соответствии с его Статутом.
Источниками права, которые должен применять суд, являются: действующие международные договоры и Конвенции; международный обычай; общие принципы права; судебные решения; и учения наиболее квалифицированных публицистов. Более того, если стороны согласны, суд может вынести решение по делу ex aequo et bono, т. е. не ограничиваясь существующими нормами международного права.