?>
Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения возможностей дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 5 1.1 Особенности логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 5 1.2 Значимость дидактической игры в логопедической работе по развитию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 8 2. Эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня на примере МБДОУ детский сад № 52 г. Таганрог 13 2.1 Изучение опыта использования дидактических игр в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня в МБДОУ детский сад № 52 13 2.2 Рекомендации по оптимизации использования дидактических игр в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 16 Заключение 20 Список литературы 22

Использование дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
23 страниц
75% уникальность
2021 год
27 просмотров
Задорожная О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения возможностей дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 5 1.1 Особенности логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 5 1.2 Значимость дидактической игры в логопедической работе по развитию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 8 2. Эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня на примере МБДОУ детский сад № 52 г. Таганрог 13 2.1 Изучение опыта использования дидактических игр в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня в МБДОУ детский сад № 52 13 2.2 Рекомендации по оптимизации использования дидактических игр в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 16 Заключение 20 Список литературы 22
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время активно развивается отдельное направление в педагогической науке — игровая педагогика, в рамках которого игра рас-сматривается в качестве ведущего метода воспитания и обучения детей. Активное ис-пользование возможностей игры (игровой деятельности, игровых форм, приемов) являет-ся важнейшим путем включения детей с общим недоразвитием речи в процесс обучения, способом обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Позна-вательное и речевое развитие, а также формирование личностных качеств ребенка про-исходит в процессе в активной деятельности, и прежде всего в той, которая выступает в качестве ведущей на определенном возрастном этапе, в соответствии с которой опреде-ляются его интересы, особенности отношения к действительности, а также особенности взаимодействия с окружающим миром. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельно-стью является игра.


Если вам нужно сдать лучшее эссе , обратитесь за его написанием в Work5.


. Дошкольному возрасту принадлежит особая роль в процессе психиче-ского развития ребенка: данный возраст является периодом начала формирования новых психологических механизмов, обуславливающих деятельность и поведение человека. В настоящее время проблема изучения речевых нарушений у детей чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние десятилетия отмечается увеличение коли-чества дошкольников с общим недоразвитием речи. Нарушения речевой деятельности оказывают негативное влияние на все сферы развития личности ребенка. В частности, затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность за-поминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыс-лительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодей-ствия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей огромное зна-чение в плане общего психического развития. Вопросы теории и практики использования дидактических игр как средства развития речи детей дошкольного возраста представлены в трудах таких исследователей, как А. К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, И.Ю. Кулагина, Н.В. Микляева, Е.И. Панова, Г.А. Урунтаева и многих других. Во всех исследованиях подчеркивается взаимосвязь обучения с игрой, раскрывается определение структуры иг-рового процесса, основных форм и методов руководства дидактическими играми в до-школьном образовательном учреждении. В то же время, можно отметить недостаток ис-следований, направленных на изучение использования дидактических игр в логопедиче-ской работе, что и определило проблему исследования. Цель исследования: изучение особенностей использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Предметом исследования: методика использования дидактических игр в логопеди-ческой с детьми общим недоразвитием речи условиях ДОУ. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования. 1. На основании изучения источников литературы рассмотреть особенности лого-педической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. 2. Раскрыть значимость дидактической игры в логопедической работе по развитию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Организовать и провести эмпирическое исследование эффективности использо-вания дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразви-тием речи III уровня на примере МБДОУ детский сад № 52 г. Таганрог 4. Изучить опыт практической работы педагогов и проанализировать особенности использования дидактических игр в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 5. На основании полученных результатов сформулировать рекомендации по опти-мизации использования дидактических игр в логопедической работе со старшими до-школьниками с общим недоразвитием речи III уровня. 6. Сформулировать общие выводы по результатам анализа литературы и проведе-ния практической работы. Гипотеза исследования: целенаправленное и систематическое использование ди-дактических игр в процессе работы по развитию речи способствует повышению уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, изуче-ние документации, обобщение и анализ педагогического опыта. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практи-ческой), заключения и списка источников литературы.

Читать дальше
Обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, можно сделать следующие общие выводы. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Процесс логопедической работы при общем недоразвитии речи рассматривается как комплексная технология оказания психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией ребенка. Значимая роль в процессе обеспечения последующей эффективной интеграции детей с общим недоразвитием речи в образовательном учреждении имеет организация в группах старших дошкольников работы по развитию коммуникации и улучшению социализации детей. Также существенную роль играет эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса — обучающихся, их родителей, педагогических работников, логопедов, психологов. Логопедическая работа осуществляется в нескольких направлениях: коррекция звукопроизношения, развитие навыков речевого высказывания, развитие связной речи, формирование активного словаря. Также совершенствуется умение практического употребления речи в общении с другими людьми.. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой логопедической работы с детьми старшего дошкольного при общем недоразвитии речи возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). Дидактические игры являются эффективным средством закрепления различных навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в закреплении определенных знаний, умений и навыков. В качестве одного из самых необходимых условий эффективной логопедической работы выступает применение дидактических игр, так как кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Систематическое применение дидактических игр в процессе логопедической работы может послужить созданию благоприятных условий для успешной подготовки детей к обучению в начальной школе. Таким образом, дидактические игры используются для решения всех задач, как общего, так и речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в социальные ситуации, когда он вынужден использовать усвоенные речевые знания и словарь в ситуациях активного взаимодействия. С целью изучения опыта практической работы по использованию дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи было организовано и проведено эмпирическое исследование. Изучение практической работы по использованию дидактических игр проводилось на базе подготовительной группы МБДОУ детский сад № 52. В исследовании применялись следующие методы: метод наблюдения, метод беседы, метод изучения документации. Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие общие выводы. В логопедической работе с детьми использование дидактических игр осуществляется в соответствии с принципом постепенного усложнения их содержания, использования в работе одной и той же игры с различными уровнями сложности, что помогает активировать речевую деятельность детей. Проведение дидактических игр в большинстве случаев осуществляется в групповой форме, для развития не только речевых навыков, но и коммуникации между воспитанниками. Большое внимание уделяется процессу подготовки к игре в процессе занятий, объяснению правил для участников. В то же время, можно отметить недостаточную четкость в планировании дидактических игр при проведении логопедической работы, выбор игр как метода дополнительной работы при проведении занятия. Также можно отметить недостаточное использование различных типов дидактических игр в качестве средства логопедической работы. В соответствии с результатами изучения опыта практической работы был сформирован ряд рекомендаций по оптимизации использования дидактических игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. В план работы с детьми группы включены разнообразные дидактические игры на развитие речи: настольно-печатные, словесные, творческие, строительно-конструктивные. Дидактические игры рекомендовалось проводить как в процессе занятий, так и вне их; а так же сделать часть игр доступными детям для самостоятельной игровой деятельности. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что в результате проведения рекомендуемых мероприятий можно отметить высокую эффективность комплексного использования различных форм проведения дидактических игр в качестве средства логопедической работы при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста.  
Читать дальше
1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. - С.32-81. 2. Бондаренко А. П. Значение раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. - 2016. - N 3. - С. 15-17. 3. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с об-щим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 2014. - С.12-21. 4. Давидчук А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет А.Н. Давидчук. - М.: Сфера, 2013. - 176 c. 5. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические иссле-дования / Л. П. Григорьева, В. А. Толстова, Л. А. Рожкова и др. ; под ред. Л. П. Григорье-вой. – М.: Экзамен, 2016. - 352 с. 6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н. Ефименкова. - М.: Академия, 2010. - 112 с. 7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 238 с. 8. Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего до-школьного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. - 2016. - №4. - С. 17-30 9. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет /Л.А. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с. 10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости /Ю.И. Кулагина. – М. : ТЦ «Сфера», , 2001. – 464 с. 11. Лаврентьева А.В. Формирование семантической стороны речи // Дошколь-ное воспитание. - 2017. - №8. - С. 3-9 12. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников /Р.И.Лалаева. - СПб.: Питер, 2011. – 247 с. 13. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей /Р.Е. Левина. - М: Аспект, 2012.-132 с. 14. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 266 с. 15. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Академия, 2010. - 208 с. 16. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", 2017. – 1111 c. 17. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под редакцией И. В. Дубровиной. - М., 2010 . – 225 с. 18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста /Е.И.Тихеева. - М.,2011.- 144с. 19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М., 2011. – 336 с. 20. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция развития речи детей старшего до-школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Никола-ев», 2014. — 168 с. 21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста /Т.Б.Филичева. - М.: Айрис-пресс, 2014. – 224 с. 22. Шаграева О. А. Детская психология /О.А.Шаграева. – М.: «ВЛАДОС», 2011. – 368 с. 23. Элькони, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. 24. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном раз-витии /Е.А.Юзбекова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с. 25. Янкина Н. В., Ирешева О. А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 511-514.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Статистический анализ внутренней трудовой миграции в России
Количество страниц:
15
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая статистика
курсовая работа
Порядок создания юридических лиц
Количество страниц:
28
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
жизнь и творчество джейн остен в контексте становления женского движения в Великобритании
Количество страниц:
27
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image