Введение 3
Глава 1. Идеология славянофильства и западничества в аспекте Великого спора 5
1.1. Общая характеристика воззрений славянофилов 5
1.2. Сущность идейных разногласий славянофилов и западников 8
Глава 2. Анализ философской мысли И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, П. Я. Чаадаева 12
Заключение 17
Список литературы 18
Читать дальше
По мнению славянофилов, единство идей православия, русской народности и русской государственности способствует формированию целостности национального самосознания, в том числе политического, в котором органично слиты политические идеи, чувства, интуиция и воля людей. Это отличает его от одностороннего логического благоразумия западного сознания, которое нередко столь же односторонне оправдывает революции и насильственные перевороты, делает шатким само существование государства. И.В. Киреевский и А.С. Хомяков исходили из того, что односторонний рационализм и основанный на нем формализм обедняют духовный мир человека и общества. Этому способствует и государство, деятельность которого, по сути, закрепляет принципы рационализма, а также право, увязнув в разного рода юридических формальностях.
Несмотря на различия в понимании исторического пути России, западники и славянофилы сходились в том, что осознавали важность реформ и преобразований. Дискуссия по поводу дальнейшего будущего России способствовала активизации общественной мысли и общественного движения в России. Эта дискуссия показала степень противоречивости тех реформ, которые проводились в России на том этапе, поскольку они не затрагивали самые глубокие проблемы.
Читать дальше
1. Аксёнова Е.П. Славянская идея в интерпретации А. Н. Пыпина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/slavyanskaya-ideya-v-interpretatsii-a-n-pypina (дата обращения: 17.01.19).
2. Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре // Философы русского послеоктябрьского зарубежья: Проблемно-тематический сборник. – М.: Наука, 1990. – С. 43–84.
3. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. – М.: Высшая школа, 1995. – 352 с.
4. Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 103 с.
5. Волкова А.Н., Горнев В.С. История философии. – М.: Изд-во Приор, 1997. – 464 с.
6. Груздева О.В. Идея «народной монархии» в трудах Ю.Ф. Самарина // Вестник МГТУ. – 2008. – Т. 11. –№ 1. – С. 32-38.
7. Летняков Д.Э. Очерки истории русской политической мысли. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1335993/.(дата обращения: 04.12.18).
8. Лосский О.Н. История русской философии. – Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html. (дата обращения – 12 апреля 2019г.).
9. Овсянникова Т. А. Православный тип личности в философском наследии славянофилов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – Майкоп: МГТУ, 2009. – № 3. – С. 27-30.
10. Рудницкая Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории. – 2003. – № 8. – С. 37-55.
11. Русская социально-политическая мысль 1850-1860-е годы: Хрестоматия / Сост.: И.Ю. Демин, А.А. Ширинянц. – М., 2012. – С. 55-56.
12. Сильнова Е. И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов // Философия и общество. – 2006. – № 4. – С. 112-124.
13.Скоробогатько Н. В. Историко-философские очерки о ранних славянофилах // Философское образование. – 2007. –- № 16. – С. 11-22, № 17. – С. 3-13, № 18. – С. 3-12.
14. Тесля А.А. Славянофильство сквозь призму неформальных отношений. – Режим доступа: http://rummuseum.ru/portal/node/2298. (дата обращения: 06.12.2018)
15. Цимбаев Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века). – М.: Изд-во Моск. ун-та., 1986. – 266 с.
16. Ширинянц А.А. Жизнь и труды К.Н. Леонтьева. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/history/41255.php. (дата обращения 18.11.18)
17. Янковский Ю.З. Из истории русской общественно-литературной мысли 40-50-х годов XIX столетия. – Киев: МП УССР. Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1972. – 205 с.
Читать дальше