Введение 3
1. Общая характеристика электронного голосования 5
§ 1. Электронное голосование в России: понятие и виды 5
§ 2. Конституционно-правовое регулирование электронного голосования в России 10
2. Практика и возможности использования электронных выборов 13
§ 1. Порядок проведения электронного голосовая 13
§ 2. Проблемы электронного голосования 15
§ 3. Опыт и перспективы электронного голосования 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Читать дальше
Анализируя риски и выгоды электронного голосования, можно выделить следующие его преимущества: быстрый подсчет голосов; более низкая трудоемкость; более низкая стоимость; доступность.
К преимуществам интернет-голосования можно отнести дальнейшее улучшение доступности. При интернет-голосовании нет необходимости идти на избирательный участок, оно более доступно для людей с ограниченными возможностями, это снизит количество людей, голосующих по доверенности и сделает голосование для граждан, находящихся за рубежом, намного проще.
Основными недостатками электронного голосования являются масштаб хакерских атак и меньшая прозрачность. Также можно перечислить такие минусы интернет-голосования, как его использование на ненадежных и плохо управляемых системах клиента, так как многие домашние компьютеры не обеспечивают необходимый уровень безопасности.
Итак, несмотря на то, что интернет-голосование существенно повышает доступность выборов и потенциально дешевле традиционных, в целом оно не может полностью заменить голосование на избирательных участках; вместо этого избирателям дается выбор – голосовать из дома или лично. Отказ от возможности голосования лично поставил бы доступность под угрозу из-за высокой вероятности DoS-атак ("отказ в обслуживании"). Кроме того, препятствовать принуждению во время интернет-голосования представляется затруднительным, учитывая присутствие рядом с голосующим других людей и социальное давление. Утверждение о том, что сложно гарантировать честность выборов, справедливо для обоих способов голосования. Компьютеры чрезвычайно сложны и существует множество различных видов хакерских атак, и обычным гражданам сложно удостовериться в прозрачности результатов выборов. В связи с этим при разработке решения для электронного голосования должны быть приняты во внимание все перечисленные его возможности и риски.
Чтобы внедрить институт электронной демократии в избирательную систему Российской Федерации, необходимо обеспечить защищенность всей системы голосования. Для этого в стране должно быть достаточное количество специалистов, способных гарантировать основные принципы избирательного права, которые применимы для института электронного голосования: тайность, независимость, защищенность, удобство и целесообразность. В российских университетах следует или ввести отдельную специальность, для подготовки профильных специалистов, или расширить специальность «информационная безопасность», по окончании которых молодые специалисты могли бы обеспечивать техническое сопровождение процесса голосования, подсчет и обработку голосов, передачу результатов в ГАС «Выборы» и дальнейшее хранение информации. Все это необходимо для обеспечения реализации основных принципов избирательного законодательства.
Несмотря на то, что электронное голосование подвержено большой критике со стороны политиков и юристов, оно завоевывает свое место и проникает в различные сферы общественной жизни. Система электронного голосования позволит значительно удешевить, ускорить и демократизировать избирательный процесс. Поэтому наша страна должна применять удачный опыт зарубежных стран, чтобы поднять интерес населения к выборам, чтобы каждый гражданин хотел реализовать свое активное избирательное право и мог его реализовать даже в самой отдаленной местности или за пределами Российской Федерации.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 144.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
4. Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 22. –Ст. 2659.
5. Постановление ЦИК России от 04 июня 2020 г. № 251/1850-7 "О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление ЦИК России от 27 июля 2020 г. № 261/1924-7 "О проведении дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года" (вместе с "Порядком дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года") // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2020. – № 6.
Основная и специальная литература
7. В Москве впервые проходит электронное голосование // Официальный сайт Мэра Москвы. (электронный ресурс): https://www.mos.ru/news (дата обращения: 04.12.2020 г.).
8. Ильенко И.А. Альтернативные способы обеспечения активного избирательного права в государствах Европы // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. Иркутск. – 2014. – № 2. – С. 48-54.
9. Киселева Н.В. Электронное голосование в России: понятие и виды // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. – 2020. – № 19 (19). – С. 36-43.
10. Курячая М.М. Электронное голосование как этап развития непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 11. – С. 31-35.
11. Левичев Н.В. Ассистивные технологии на выборах в России. (электронный ресурс): https://vestnik.cikrf.ru (дата обращения: 04.12.2020 г.)
12. Масловская Т.С. Электронное голосование: опыт зарубежных стран. (электронный ресурс): https://pandia.ru (дата обращения: 04.12.2020).
13. Памфилова Э.А. Каждый выбирает по себе // Российская газета. – 2019. – С. 26-30.
14. Пивоварова Л.В., Проворова И.П. Нормативно-правовое регулирование электронного голосования в России // Материалы Ивановских чтений. – 2020. – № 2 (28). – С. 10-16.
15. Рекомендации R (2004) 11 Комитета министров Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования от 30 сентября 2004 г. (электронный ресурс): http://www.rfsv.ru (дата обращения: 04.12.2020 г.)
16. Статья Состояние и перспективы рынка цифровых подписей // (электронный ресурс): https://clck.ru/KbATY (дата обращения: 05.12.2020 г.)
17. Текущее состояние и перспективы развития электронного голосования в России (электронный ресурс): http://vestnik.cikrf.ru (дата обращения: 05.02.2020 г.)
18. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // (электронный ресурс): https://digital.gov. (дата обращения: 05.12.2020 г.)
19. Цифровое голосование в России: первые эксперименты и перспективы. (электронный ресурс): https://wciom.ru (дата обращения: 05.12.2020 г.)
Материалы судебной практики
20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 8-П. // СПС КонсультантПлюс.
21. Решение Верховного Суда Республики Марий Эл № 3-10/2015 от 13 ноября 2015 г. по делу № 3/10-2015. // «СудАкт».
Читать дальше