Оглавление
Введение 3
1. Советское воспитание 4
2. Достоинства и недостатки воспитания СССР 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Читать дальше
Независимо от национальности, советские дети воспитывались с одинаковыми ценностями. Детских садовников учили различать хорошее и плохое. Это был пример известных исторических личностей и знаменитых современников: героев войны и труда, лучших представителей самых разных профессий.
Они также приводили отрицательные примеры детям и были преподнесены настолько педагогически правильно, что вызывали бессознательное неприятие у юных граждан СССР.
Стремление государства играть ведущую роль в нравственном воспитании личности отрицательно сказалось на исконных традициях семейного воспитания. Это смешалось с идеологической составляющей политического режима. Показательна печальная судьба Павлика Морозова, деревенского парня с Урала, убитого в 1932 году и чье доносительство на своего отца было представлено властями как образец морального и патриотического поведения. Вездесущие суды, в которых детей заставляли отказываться от своих родителей - «врагов народа», были трагедией для основ семейного воспитания. В результате были поколеблены основы семейного воспитания. Родители часто не успевали заниматься самообразованием. Городским детям негде было учиться, семьи которых в основном размещались в бараках, общежитиях и коммунальных квартирах. Мальчиков в основном воспитывала улица. «Суд был котлом, клубом, сообществом, процессом», - сказал поэт А. Вознесенский, вспоминая свое детство. Во время придворных игр они приобрели не только ловкость, смекалку, но и мировосприятие, навыки поведения. К тому же «воспитатели» часто оказывались маргиналами, проповедуя безнравственность и жестокость.
В образовании превалируют цели единомышленников. Воспитание человека вне национальной культуры (homo sovieticus) рассматривалось как необходимое условие единства и идеологической интеграции общества. Главный тезис - формирование «сообщества - советских людей». Такое воспитание породило настроения сепаратизма, ассимиляции малых этнических культур. Преследования целых народов сказались на их жизни и их воспитании: депортация ингушей, калмыков, корейцев, чеченцев и др., Государственный антисемитизм. Ограничительные квоты использовались для приема девочек и мальчиков в университеты по признаку этнической принадлежности и занятости. Например, были негласные инструкции со списком должностей, на которые нельзя было занимать евреев. Объективные обзоры исторических деятелей народов России удалены из учебников. В национальных школах до конца 1980-х гг. Занятия велись на родном языке, постепенно этот показатель исчез. В начале девяностых. Выяснилось, что преобладающим типом национальной школы было учебное заведение с уроками на русском языке с преподаванием родного языка в качестве одного из предметов.
Читать дальше
1. Сераев С. А. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак. пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. – М.: Просвещение, 1983. – 654 С.
2. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР / Кабатченко М.В. М., 2006. – 417 с.
3. Карр Э. История Советской России / Карр Э. – М.: Прогресс, 1990. – 841 с.
4. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР / Кашина М.П. - М., 1970. – 972 с.
5. Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг. / Колыхалов Д. В. – М.: Палладиум, 2010. – 523 с.
6. Константинов Н.А. История педагогики / Константинов Н.А. - М.: Просвещение, 2002. – 225 с.
7. Криворученко В. К., Цветлюк Л. С. Советское общество в воспитании молодёжи / Криворученко В. К., Цветлюк Л. С. – М., 2011. – 321 с.
8. Маркс К. О воспитании и образовании / Маркс К. - М., 1957. – 528 с.
9. Микоян А. И. История СССР / Микоян А. И. - М.: Политиздат, 1975. – 851 с.
10. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР / Недавний А. Л. – М.: Мысль, 1967. – 556 с.
Читать дальше