Введе-ние.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мастер-ства..............................5
1.1. Педагогическое мастерство учителя в современном ми-ре..............................5
1.2. Особенности современной школы и ее влияние на формирование
педагогического мастер-ства....................................................................................7
1.3. Требования к современному учителю начальных клас-сов...........................10
Глава 2.Анализ учителя начальных классов г. Реж, МАОУ СОШ №44...........14
2.1. Педагогическое мастерство учителя начальных классов г. Реж, МАОУ СОШ №44..............................................................................................................14
2.2. Педагогическая техника учителя начальных классов г. Реж, МАОУ СОШ №44..........................................................................................................................19
Заключе-ние............................................................................................................29
Список литерату-ры..................................................................................................31
Читать дальше
Для большинства учителей характерно отсутствие целостной, четкой объективной модели современного учителя начальной школы. Есть учителя, которые имеют многоуровневую структуру субъективной модели учителя, ее систематизирующими факторами являются общечеловеческие ценности: качества творческой личности, высокий профессионализм. Но большинство учителей имеют смутное представление о модели учителя, о его социально-психологическом портрете. Одни акцентируют внимание на личных качествах, другие (и не только) - на деловых качествах. Гораздо реже встречаются субъективные модели учителя, в том числе творческие способности, ориентация на саморазвитие, развитие профессионального «Я».
Современный педагог должен владеть методологией и технологией проектирования своей профессиональной деятельности, уметь изобретать и конструировать оригинальные приемы и приемы своей работы. Рефлексивные знания о профессиональной деятельности, закономерностях ее развития должны стать неотъемлемой частью педагогического образования.
Преподаватель должен быть не только хорошим предметным специалистом, но и, прежде всего, учителем, знающим основы возрастной психологии, учителем, который видит основной предмет своей работы в личности ученика, а не в учебной дисциплине. Однако результаты сравнительного анализа оценочных суждений учителей и учащихся в блоке «Профессионально значимые качества» показали заметное расхождение оценок.
Установлено, что учителя начальных классов, отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства и позитивным отношением к работе, вырабатывают индивидуальный стиль деятельности. Своеобразие стиля определяется разной степенью выраженности и сочетанием структурных компонентов профессиональной деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Выявлены разные стили деятельности учителей начальных классов: организационно-коммуникативная, конструктивно-организационная, конструктивно-коммуникативная.
Индивидуальный стиль деятельности рассматривается как способ реализации творческого потенциала учителя, что существенно влияет на успешность его работы; как способ согласования, уравновешивания индивидуальных особенностей нервной системы учителя в соответствии с требованиями профессии; как признак профессионального мастерства.
Решение проблемы формирования профессионального мастерства учителей начальных классов предполагает наличие эффективной системы профессиональной ориентации и отбора, профориентации в педагогических учреждениях, наличие информационно-методического, научно-методического обеспечения учебного плана и программ с учетом учет региональной составляющей, используемой в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования, мониторинг возможностей, трудностей, потребностей преподавательского состава, мотивационных механизмов профессионального роста.
Читать дальше
1. Байкова, Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педаго-гические технологии. [Текст] / Л.А. Байкова.– М.: ПРО, 2015. –256 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Из-дательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
3. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г.И.Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.:Мир, 2016. – 240 с.
4. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Способы выбора. От-крытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учите-ля[Текст] . /А. Гин. – М.:Эра,2017. – 250 с.
5. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения. [Текст]./ В.С. Грехнев. – М.:Эра, 2015. – 220 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. [Текст] / А.С. Зимняя. – Ростов-на-Дону:Эра, 2017. – 240 с.
7. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава-теля. [Текст] / И.Ф. Исаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208 с.
8. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст]./ В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 2015. – 140 с.
9. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь. [Текст] ./ Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2016. – 174 с.
10. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. по-собие [Текст]./ В.С. Кукушкин. – Ростов-наДону, 2002.– 220 с.
Читать дальше